Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 26

Секция I
24
верили в мусульманское откровение. Все му‘тазилиты придерживались более
или менее одинаковых взглядов относительно пяти «столпов веры».
Большая часть му‘тазилитской литературы была подвержена уничтожению,
по словам семитолога А. Я. Борисова, «со стороны ортодоксов». Только ее
малая часть уцелела благодаря трем известным путям, и, одному ранее неиз-
вестному пути, открытому А. Я. Борисовым. Так, спасшиеся остатки некогда
мощного идеологического движения сохранились в памятниках зейдитской
литературы, йеменским сектам, по своим взглядам близким му‘тазилитским
идеям.
Собрания рукописей зейдитской литературы хранятся в Милане и Берлине.
Вторым источником му‘тазилитской литературы, согласно Х. С. Нюбергу,
являются частные собрания мусульманских ученых, часто по своему харак-
теру имеющих полемический характер. Эти авторы не всегда пренебрегали
му‘тазилитскими знаниями в силу содержащихся в них ценных и полез-
ных сведений. Соответственно этому они приводились мусульманскими
богословами-ортодоксами в неизменном виде. Третьим источником, вслед за
Х. С. Нюбергом, А. Я. Борисов отмечает несколько единичных памятников
му‘тазилизма, спасшиеся совершенно случайно. Наконец, четвертым, важным
источником уцелевшей му‘тазилитской письменности является старая арабоя-
зычная литература восточных караимов.
Формируя свое учение в рамках ислама, му‘тазилиты создали органичное
философско-религиозное мировоззрение, во многом определившее дальнейшее
развитие исламской религиозной мысли.
Д. А. Радивилов (ИВ НАН Украины, Киев)
Экспедиция оманских ибадитов на Сокотру в хронике
Ту
фат ал-а‘йāн би-с
рат ахл ‘уман
Хроника ‘Абдаллаха б. Хумаййида ас-Салими (1869–1914)
Тухфат ал-а‘й
ā
н
би-с
рат ахл ‘уман
 – важный источник по истории ибадитского государства
в Омане. Некоторые ее сведения восходят к сочинениям ранних деятелей иба-
дизма, принимавших участие в рассматриваемых событиях, либо являвшихся
их свидетелями. В разделе хроники, посвященном правлению имама ас-Салта
б. Малика ал-Харуси (851–886), представлен документ
,
в ибадитской литера-
туре фигурирующий под названием «
С
ра джунд
а, отправленного сражаться
на остров Сокотра». Поводом для написания
С
ры
, приписываемой ас-Салту
б. Малику, послужило событие, происшедшее во времена правления этого
имама, – экспедиция оманских ибадитов на архипелаг Сокотра, организованная
в связи с выступлением против них местных христиан.
Текст ас-Салими допускает двоякое понимание описываемой ситуации:
с одной стороны, утверждается, что указанное выступление было предпри-
1...,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25 27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,...436
Powered by FlippingBook