Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 261

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге»
259
которую мы видим у Александра. Изначально в греческой версии Александр
показан читателю язычником.
Примером одновременной «христианизации» и «эфиопизации» романа
является сравнение Александра с эфиопским святым Гонорием, что, безу-
словно, сделало Александра и его заслуги перед Господом более близкими
и понятными для эфиопского читателя после переложения романа с арабского
языка на язык геэз.
А. С. Шарова (ЯрГУ, Ярославль)
Догоны под властью французов
XIX век — век активной колонизации Африки англичанами и французами,
подчинения им местных народов. На юге современной республики Мали, на
труднодоступном плато Бандиагара проживают догоны, народ, оказавший
наиболее яростное сопротивление колонизаторам. В 1893 г. они подверглись
нападениюфранцузов, и плато Бандиагара оккупировали. Лишь в 1921 г. догоны
были окончательно подчинены.
В 1919 г. с целью привлечь представителей традиционной знати на свою
сторону колонизаторы в качестве совещательных органов при администрации
округов узаконили «советы нотаблей», т. е. старейшин деревни. При назначении
деревенского вождя было необходимо их одобрение. Этот принцип управления
применялся и к догонам.
В области культуры французская колониальная администрация проводила
политику распространения европейских культурных ценностей. Основными
ее проявлениями были пропаганда христианства и развитие просвещения.
В 1920-е гг. французы начали проповедовать католицизм среди догонов.
В 1931 г. Христианско-миссионерский альянс организовал деятельность по рас-
пространению протестантизма (Евангелическая христианская церковь) среди
догонов. Их усилиями в 1937 г. была открыта первая христианская церковь
в селении Санга. Те догоны, которые приняли христианство, переселились
в Сангу. И католические, и протестантские миссионеры основывали школы,
где обучали догонов основам христианства.
В некоторой степени колониальные власти содействовали процессу рас-
пространения ислама среди догонов, хотя как таковая исламизация их началась
еще в начале XIX в., когда они входили в состав государства фульбе Масина.
В обмен на помощь в поддержании порядка и проведении нужной французам
политики на завоеванных территориях мусульмане поощрялись в распростра-
нении ислама. Часть догонов принимала ислам, но при этом по-прежнему
сохраняла традиционные верования. Ислам имел большую популярность,
нежели христианство, благодаря приспособлению к местным традициям
и условиям.
1...,251,252,253,254,255,256,257,258,259,260 262,263,264,265,266,267,268,269,270,271,...436
Powered by FlippingBook