Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 265

Источниковедение и историография Древнего Востока
263
2. ni
2
-gal
2
может означать «имеющий тело, имеющий ужас, имеющий страх».
Можно понять это как «ужасный видом», т. е. урод, инвалид.
3. NITA.UD можно прочесть как giš
3
-bir
2
«сморщенный пенис», ориенти-
руясь на шумерскую пословицу: «Осла вот так усади, сморщенный пенис его
подними!» (UET VI/2, 236). Таким образом, можно предположить, что речь
идет об импотентах.
4. munus-kin-du
11
-ga «женщина, (которой) суждена работа» — скорее всего,
беременная женщина, женщина в тягости.
5. lu
2
-GI.AN можно прочесть как lu
2
-gi-dingir «человек тростника бога».
В конусах Урукагины есть упоминание о плате за принесение человека на
тростник бога Энки (Ukg. B-C, VI 15–16)). Должно быть, его судьба еще не
была решена богами и у родственников была надежда на помощь бога магии
Энки (плата по этому случаю полагается и неким «мастерам», и плакальщицам).
Следовательно, речь идет о слабом/больном человеке. Что касается lu
2
-si-gi
4
-a,
то в шумерском есть lu
2
-sig-ga = аккад.
enšu
«слабый, больной». Можно пред-
положить здесь нестандартную орфографию.
Таким образом, перед началом строительства храма из города по приказу
Гудеа удаляют оскверненных, уродов, импотентов, беременных женщин
и находящихся при смерти людей — то есть, тех, кто находится в промежу-
точном состоянии между двумя крайними фазами бытия (между зачатием
и рождением, между чистотой и нечистотой, между жизнью и смертью). Их
недостатки и немощи могут помешать процедуре освящения храмового фун-
дамента Энинну.
Н. А. Жогова (Кушакова) (ГЭ, С.-Петербург)
«Клады» конского снаряжения в комплексах
раннескифского времени как индикатор культурного
взаимодействия номадов Евразийских степей
В комплексах раннескифского времени Казахстана и Саяно-Алтайского
региона в погребальной практике кочевников зафиксирована традиция поло-
жения деталей конского снаряжения в качестве ритуальных подношений.
Детали сбруи могли укладывать на площади кургана или в могиле вместе
с погребенным. Наборы конской сбруи обнаружены также внутри ритуальных
выкладок, оград или случайно. В историографии за ними закрепилось назва-
ние ритуальных «кладов» конского снаряжения. Многочисленные аналогии
данному обряду происходят из памятников предскифского и раннескифского
времени на очень широкой территории по всей степи до Восточной Европы.
В состав ритуальных «кладов» входили как полные комплекты конского
снаряжения, так и отдельные элементы сбруи (например, только удила),
в некоторых случаях — упряжь. Вероятно, эти «клады», обнаруженные на
1...,255,256,257,258,259,260,261,262,263,264 266,267,268,269,270,271,272,273,274,275,...436
Powered by FlippingBook