Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 267

Источниковедение и историография Древнего Востока
265
трактата получила распространение в соответствующих гностических кругах
в Египте, был сделан перевод на коптский язык. Во II в. н. э., как и многие
другие сифианские тексты, трактат был христианизирован. Именно с таким
сочинением был, судя по всему, знаком Ипполит Римский, назвав его в «Опро-
вержении всех ересей» (для большей убедительности своего повествования)
«Парафразом Сифа» — иные версии разницы в названиях по ряду причин
не представляются убедительными. Версия, дошедшая до нас в собрании
Наг Хаммади, уже не обладает таким количеством аллюзий на христианские
темы, ряд из них мог быть убран из текста в результате все большего отхода
гностических групп от ортодоксального христианства.
А. А. Ковалев (НИИКСИ СПбГУ)
Джунгарская гипотеза происхождения скифов:
современное состояние
В 1987 г. в развитие гипотезы М. П. Грязнова я опубликовал небольшую
статью, где, следуя аналогии с аржанскими материалами, пришел к выводу, что
на южном крае могилы в Келермесском кургане 1(В) мы имеем дело с захоро-
нениями двух шестерок коней, поднесенных двумя различными этническими
образованиями (Ковалев, 1987). Считая «восточную» шестерку собственно
«скифской», я предположил, что псалии с костяными навершиями в виде
головок баранов и грифонобаранов и окончаниями в виде копыт, а также их
костяные аналоги являются этноопределяющими признаками скифов, исследуя
которые, мы можем проследить на археологическом материале пути передвиже-
ния раннескифских племен. Впоследствии эти выводы были включены мною
еще в ряд публикаций (Ковалев, 1996; 1998; 2007; 2012; Kovalev, 1999). Эти
предметы не имеют прототипов в Европе и Передней Азии и являются явной
инновацией, что может указывать на их иноземное происхождение.
Как было показано в статье 1999 г. (Kovalev, 1999), костяные пластин-
чатые трехдырчатые псалии с изображениями головы животного на одном
конце и копыта — на другом (как и их деревянные имитации) — един-
ственный в своем роде массовый материал, который был распространен
в VII–VI вв. до н. э. на всех без исключения — и только на тех — территориях,
где, по данным исторических источников, в это время обитали и действовали
скифы: северопричерноморские степи и лесостепи, Предкавказье, Закавказье,
район Маннейского царства. Локализация «I/aškuzāia»=«скифы» только лишь
на ограниченной территории на северо-восток от Ассирии — в районе озера
Урмия и Маннейского царства — была детально разобрана И. М. Медведской
(2010). Как раз здесь и найдены «раннескифские» костяные пластинчатые
псалии: Чавуш-тепе, Хасанлу, Капланту, Нуш-и Джан. Западнее такие псалии
не обнаружены, зато в Анатолии в зоне действий «киммерийцев» в первом слое
1...,257,258,259,260,261,262,263,264,265,266 268,269,270,271,272,273,274,275,276,277,...436
Powered by FlippingBook