Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 273

Источниковедение и историография Древнего Востока
271
А. Э. Назиров (СПбГУСЭ, С.-Петербург)
Соотнощение анимистического и научного
Философия Платона, которая, как и египетский оккультизм, производит
«удвоение» мира, вместе с тем существенно отличается от него. Если у Платона
идеи (эйдосы) составляют для мышления «внутреннее» видение, то в эзотери-
ческом учении египетских жрецов, у которых, по-видимому, обучался Платон,
это видение — «внешнее».
А. О. Большаков показывает, что в представлении древних египтян вместе
с каждым человеком появлялось его Ка. Согласно древнеегипетским пред-
ставлениям, Ка продолжает существовать и после жизни человека. «Человек,
вспоминая кого-либо, что-либо, видит его (не внутренним зрением, как это
понимаем мы, а внешним зрением, как это понимал египтянин)... эта копия,
этот двойник и есть Ка»
 1
. Древние египтяне считали реально существующими
образы, возникающие в памяти и сознании человека. «Египтянин объективи-
ровал воспоминания, выносил его из головы вспоминающего субъекта в окру-
жающий мир и превращал его из части психологического мира в часть мира
окружающего. Существование двойника превращалось тем самым в одно из
фундаментальных свойств действительности»
 2
.
Следует уточнить, что в последнем высказывании понятия объекта и субъ-
екта употребляются не строго, так как они привнесены из современного
мышления. В результате этого отождествляются две различные процедуры:
объективирование и анимизирование, что одновременно и упрощает, и затруд-
няет понимание древнеегипетского мышления, в целом основанного на ани-
мистических представлениях.
Для древнего египтянина Ка существовало столько времени, сколько его
воспроизводила человеческая память. Мир Ка, выступавший порождением осо-
бого вида зрения, способствовал обожествлению и персонификации подобного
зрения в древнеегипетском боге Озирисе. В. А. Головина пишет, что «сущность
понятия Ка» есть «изображение человека, понимаемое как его неотъемлемая,
присущая ему часть личности», которое рассматривалось «как форма его
(человека) существования, специфическая, но также материальная»
 3
.
Построенную на основе Ка древнеегипетскую картину мира А. О. Больша-
ков оценивает как приближающуюся к философской системе Платона. Вместе
с тем, идеальное у Платона относится к сфере понятий и не выносится в окру-
жающую человека реальность, в отличие от представлений древних египтян.
1
Большаков А. О. Представления о двойнике в Египте Старого царства // Вестник
древней истории. М., 1987. № 2. С. 14–15.
2
Там же. С.15.
3
Головина В. А. Институт Нmw — к' в Египте эпохи Среднего царства // Вестник
древней истории. 1992. № 1. С.4-.
1...,263,264,265,266,267,268,269,270,271,272 274,275,276,277,278,279,280,281,282,283,...436
Powered by FlippingBook