Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 277

Источниковедение и историография Древнего Востока
275
ной традиции находят свое отражение, в первую очередь, в глиптике, и лишь
потом в мелкой пластике, рельефе и монументальной скульптуре. Печати
и оттиски печатей из региона Месопотамии II тыс. до н. э. несут на себе следы
сразу нескольких культурных традиций, проследить происхождение которых
я и ставлю главной целью данного исследования.
П. А. Сурмин (НГПУ, Новосибирск)
Источники изучения культовой деятельности фараона
Сенусерта I на Элефантине
Правление второго царя XII древнеегипетской династии Хеперкара Сену-
серта I резко выделяется на фоне других царствований данного периода —и по
своей продолжительности, и по своей насыщенности. За 45 лет у власти
государь не обошел своим вниманием ни один значимый культовый центр
Египта. Не стал исключением и остров Элефантина, где находилась столица
I верхнеегипеткого нома.
Местное святилище Сатет приобрело серьезнейшее значение при Сену-
серте I, о чем свидетельствует ряд найденных памятников. Судя по количеству
обнаруженных каменных блоков, храм был целиком отстроен из камня и богато
украшен рельефами. Сохранившиеся фрагменты изображений могут указывать
на то, что постройка была приурочена к празднованию царского юбилея «хеб-
сед». Кроме того, блоки содержат остатки царской надписи, весьма трудной
для прочтения
 1
; типологически ее можно соотнести с надписями Сенусерта I
из Тода и Гелиополя. Сохранилась также скульптурная группа, изображающая
местную триаду богов: Сатет, Анукис и Сенусерта I в качестве ее главного
божества. На месте храма найдены и два гранитных алтаря с хвалебными
надписями в честь Сенусерта I, «возлюбленного Сатет»
 2
. Известны также две
стелы с надписями, находившиеся в древности перед входом в храм.
Кроме этих источников, мы располагаем документами о культовой деятель-
ности чиновников Сенусерта I в святилище Хекаиба, которые были собраны
и проанализированы Д. Франке
 3
.
В предлагаемом докладе рассматриваются важнейшие факторы и цели
культовой деятельности Сенусерта I на Элефантине. Вероятно, его главным
стремлением было укрепление влияния царской идеологии в регионе через
поддержание традиционного местного культа Сатет и упрочение его связей
с царским культом.
1
Schenkel W. Die Bauinschrift Sesostris' I. im Satet-Tempel von Elephantine // MDAIK.
1975. Bd. 31. S. 109–125.
2
Habachi L. Building Activities of Sesostris I in the Area to the South of Thebes //
MDAIK. 1975. Bd. 31. S. 27–31.
3
Franke D. Das Heiligtum des Heqaib auf Elephantine. Heidelberg, 1994. XVI, 289 S., Tf.
1...,267,268,269,270,271,272,273,274,275,276 278,279,280,281,282,283,284,285,286,287,...436
Powered by FlippingBook