Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 278

Секция XII
276
Н. А. Сутягина (ГЭ, С.-Петербург)
К вопросу о китайских прототипах в искусстве хунну
Политическое, экономическое взаимодействие древнекитайской цивили-
зации и кочевого мира нашло отражение в материальной культуре населения
Центральной Азии. Для решения многочисленных вопросов, связанных
с формированием и развитием кочевой империи хунну, исследователи при-
влекают китайские аналогии в погребальном обряде и материальной культуре.
Очевидно, что этот процесс нашел отражение и в искусстве кочевников.
В историографии сложилось несколько точек зрения на сложнейшую про-
блему возникновения искусства хунну [Обзор: Богданов, 2009]. Согласно одной
из них, формирование ряда компонентов материальной и духовной культуры
этих кочевых племен связано с кругом скифских племен Саяно-Алтая иЮжной
Сибири, а через них и с искусством Передней Азии [Руденко, 1962, Миняев,
1995, 2008]. С другой стороны, на основании анализа предметного комплекса
элитных погребений, раскопанных на территории Монголии в начале XXI в.,
была сформулирована гипотеза, согласно которой, большая часть предметов
искусства из захоронений хунну—изделия китайского производства, а термин
«хуннское искусство» является условным [Богданов, 2009].
В настоящее время для некоторых изделий из группы художественных бронз
хунну можно найти прототипы в древнекитайском искусстве. Это касается
прямоугольных блях с геометрическим орнаментом, поясных пряжек. В отдель-
ных случаях возможны и более широкие аналогии. Так, для ажурных колец
исходной композицией могли быть не только предметы, подобные изделиям
из коллекции Петра I, но и нефритовые подвески из китайских погребений
эпохи Чжаньго.
Таким образом, среди прочих вещей можно выделить серию предметов,
которые являются не прямым импортом, а своеобразными «репликами»
с китайских оригиналов. Они были созданы местными мастерами по образцу
китайских вещей. Такие изделия чаще встречаются в рядовых хуннских погре-
бениях. Вероятно, что подобные изделия можно отнести к предметам искусства
хунну, так же как и гравированные изображения на органическом материале.
А. Г. Сущевский (ВФ СПбГУ), А. В. Немировская (ВФ СПбГУ)
Формирование консонантной фонографии в древнейших
моделях письменности как результат этнокультурного
взаимодействия на территории Восточного
Средиземноморья во II тыс. до н. э. 
Анализ современного состояния изученности вопроса показывает, что
абсолютное большинство современных работ по истории и эволюции древней-
1...,268,269,270,271,272,273,274,275,276,277 279,280,281,282,283,284,285,286,287,288,...436
Powered by FlippingBook