Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 28

Секция I
26
тику арабской жизни, сохраняемую для арабского читателя (например, картины
нищеты эр-Рияда, отсталости Йемена), опускает детали и факты, интересные
прежде всего для араба (с. 40–41). Его оценки формулируются с оглядкой на
читателя и зависят от контекста эпохи. Трезвый и зоркий взгляд сочетается
с романтическим утопизмом. Так, Рейхани считает возможным гармоническое
сочетание русского большевизма и демократического социализма Америки
(с.114–116).
О своем восприятии мира Амин ар-Рейхани написал в 1922 г. в стихотво-
рении «Вижу тебя двойным зрением, родина»: «Ибо в сердце моем—двойное
зрение: взгляд путешественника и взгляд соотечественника, живущего среди
бесплодных камней».
Д. Э. Севрук (Минск)
Подсекты в алавитской общине и причины
их возникновения (по материалам арабских источников)
Об алавитах (иначе—
нусайритах
) Сирии—особенно в связи нынешними
событиями в этой стране —написано немало. Первая попытка фундаменталь-
ного описания общины была предпринята в 1860 г. британским миссионером
С. Лидом. В 1900 г. в Париже вышла ставшая хрестоматийной монография
Р. Дюссо. С тех пор к изучению алавитов неоднократно обращались востоко-
веды различных стран.
Практически во всех исследованиях упоминается неоднородность ала-
витской общины, существование в ней
нескольких
подсект, количество
которых варьируется в разных работах от двух до четырех. Сопоставление
различных исследований с сообщениями алавитских авторов позволяет
предположить, что община состояла из двух крупных подсект, каждая из
которых, вероятно, делилась еще на несколько ветвей. Все без исключения
авторы, так или иначе упоминавшие неоднородность общины, объясняли ее
доминированием того или иного пережитка доисламских аграрных культов:
например, в одной подсекте воплощением почитаемого алавитами имама
Али считалась Луна, в другой Солнце или другое небесное тело либо при-
родное явление и т. д.
Однако некоторые исторические данные (существование в средние века
в западной Сирии двух общин —
нусайритов
и
исхакитов
, враждовавших, но
имевших весьма схожее религиозное учение; сопоставление короткого сообще-
ния ересиографа XI в. аш-Шахрастани о разнице между учением
нусайритов
и
исхакитов
с описанием, сделанным автором XIX в. Сулейманом аль-Адани,
бывшим алавитом, принявшим христианство, содержания некоторых теологи-
ческих споров между двумя крупными подсектами общины) позволяют пред-
положить, что
исхакиты
не были полностью уничтожены или ассимилированы
1...,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27 29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,...436
Powered by FlippingBook