Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 280

Секция XII
278
Упоминания кочевых или полукочевых племен и народов встречаются
в последующем у целого ряда античных авторов. У некоторых из них мы
находим в той или иной мере подробное описание образа жизни кочевников.
Точностью и достоверностью разнообразных сведений выделяются скиф-
ский логос Геродота, входящий в Гиппократов корпус трактат
О воздухах, водах
и местностях
, рассказ о набатеях Диодора (Иеронима). Античная традиция
впервые указывает и на общее преимущество кочевого образа жизни: Геродот
объясняет, почему скифов невозможно победить.
Известно, что более развитая оседлая цивилизация обладала для кочевни-
ков притягательной силой. Арнольд Тойнби говорил о «чарах цивилизации».
Прекрасно иллюстрирует эту тягу рассказ Геродота о Скиле. На типичность
истории Скила указывал В. В. Григорьев.
Одновременно для кочевников характерно презрительное отношение
к оседлому населению. В той или иной мере осознавая преимущества своего
положения, кочевники стремились поддерживать свой образ жизни, противо-
действуя тенденции к оседанию. В рассказе Диодора о набатеях и Аммиана
Марцеллина о гуннах сохранились любопытные свидетельства о стремлении
к сохранению кочевого образ жизни.
Невозможно согласиться с повторяющимся время от времени утверждением
(например, в известной книге А. М. Хазанова «Кочевники и внешний мир»), что
античные авторы довольствовались стандартными описаниями быта и нравов
номадов. Наоборот, богатая античная традиция дает возможность не только
посмотреть на различные стороны жизни тех или иных кочевых племен, но
и познакомиться с взаимоотношениями кочевников и оседлых народов.
К. В. Чугунов (ГЭ, С.-Петербург)
Этнокультурные взаимодействия кочевых и оседлых
культур в I тыс. до н. э. по материалам элитных
погребально-поминальных комплексов
При исследовании «царских» погребально-поминальных комплексов
ранних кочевников, датированных первой половиной — серединой I тыс.
до н. э. (Аржан-2 в Туве, Талды-2 и Байге-Тобе в Казахстане, Филипповские
курганы в Башкирии), выявлен ряд высокохудожественных предметов, выпол-
ненных с использованием технологий производства, происхождение которых
крайне маловероятно в условиях кочевой культуры.
Некоторые из них могут являться прямыми импортами из отдаленных
областей оседлых цивилизаций (Ахеминидские сосуды из Филипповки),
но ряд предметов выполнен в традициях местного кочевого искусства.
Это позволяет предположить непосредственное участие в их изготовлении
мастеров-торевтов из отдаленных центров, имеющих самостоятельные
1...,270,271,272,273,274,275,276,277,278,279 281,282,283,284,285,286,287,288,289,290,...436
Powered by FlippingBook