Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 312

Секция XIV
310
Т. А. Аникеева (ИВ РАН, Москва)
Рукопись «Повести о кадии и воре» из собрания ИВ РАН
Рукопись «Повести о кадии и воре» (XIX в.) из собрания арабских, персид-
ских и тюркских рукописей ИВ РАН представляет собой один из вариантов
рассказа, относящегося к самому известному на Ближнем Востоке сказочному
циклу «Тысячи и одной ночи»: вор при помощи хитрости грабит кадия Багдада.
Так как этот сюжет генетически связан со сказками «Тысячи и одной ночи»,
закономерно, что он является одним из широко распространенных в турецком
и персидском фольклоре.
Известно также еще несколько списков данной повести, которые находятся,
соответственно, в Берлинской государственной библиотеке и библиотеке
Братиславского университета (описан в каталоге библиотеки, № 509), а также
в рукописном отделе ИВР РАН (список XVIII в., № 2031, и не позднее 1852 г.,
№2030). Кроме того, данный текст был издан в Турции литографским способом
также ориентировочно во второй половине XIX в.
По своему содержанию «Повесть о кадии и воре» может быть отнесена
к турецким фольклорным повестям бытового, приключенческого содержания,
бытующим преимущественно в городской среде. Зачастую источниками сюже-
тов подобных повестей являются известные сказочные циклы: в таком случае
повесть представляет собой как бы отдельный эпизод из этого цикла. Вопрос
о соотношении сказки и повести-
хикайата
является одним из важнейших
в изучении турецкого фольклора и литературы; включение сказочных эпизодов
в текст народной турецкой повести можно встретить довольно часто.
Рукопись повести свидетельствует и о том, что литографирование и типо-
графская печать, получившие массовое распространение в Турции в XIX в.,
еще не окончательно вытеснили рукописную традицию, в т. ч. так называемых
«сказительских либретто», создававшихся как для запоминания текста самим
меддахом,
так и для прочтения вслух публике.
Ш. И. Ахмедова (ТашГИВ, Ташкент)
Магические элементы в рассказах Лейлы аль-Усман
Лейла аль-Усман (р. 1945 г.) относится к тому поколению писателей, которые
стояли у истоков формирования современного рассказа в литературе Кувейта.
Это был период 70–80-х годов прошлого века, когда на фоне бурного социально-
экономического развития страны происходило интенсивное приобщение
кувейтцов к культурным достижениям мировой цивилизации, а в литературе
активно усваивался творческий опыт зарубежной литературы.
Творчество Лейлы аль-Усман способствовало расширению тематического
диапазона, образной системы и выразительно-изобразительных средств
1...,302,303,304,305,306,307,308,309,310,311 313,314,315,316,317,318,319,320,321,322,...436
Powered by FlippingBook