Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 316

Секция XIV
314
Несмотря на то, что оба романа посвящены в сущности одному про-
цессу — разрыву Албании с коммунизмом вначале советского, потом китай-
ского образца, настроение их различно. Крушение отношений с русскими
вызывает много сожалений (напомним, что сам Кадаре в 1961 г. был вынуж-
ден прервать учебу в Литературном институте им. М. Горького в Москве),
разочарований, чувство сильнейшей неуверенности в завтрашнем дне, то
с Китаем и китайцами герои Кадаре расстаются — за редкими исключе-
ниями — без огорчений. Трагедия первого романа обернулась фарсом во
втором. Китай же остался для автора и его героев великой неразгаданной
тайной.
О. Д. Давлатов (ТашГИВ, Ташкент)
Об отдельных особенностях использования хадисов
в поэзии Навои
Одной из историй, взятых из Корана и хадисов, вернее созданных на их
основе, является притча из 119-й главы «
Лисан ат-тайр
». Первые сведения
об этой притче приводит Е. Э. Бертельс, не указывая ее источника. Краткое
содержание притчи следующее:
Однажды дервиш по имениМаджнун аль-Хакк отправился на осле в палом-
ничество в Мекку. Наступил вечер, пошел дождь. Дервиш решил переночевать
в развалинах жилища у дороги и, умоляя Аллаха позаботиться о его осле, зашел
в жилище и уснул. Капли дождя разбудили дервиша, и он решил в полночь
продолжить свой путь. Выйдя наружу и не найдя осла, он огорчился и начал
обвинять в этом Бога. Блеснула яркая молния, и Маджнун аль-Хакк, увидев
вдалеке своего осла, обрадовался. После этого он попросил прощения у Аллаха:
«Добрым делом ты устыдил меня относительно моих резких слов, сказанных
в гневе. Я Тебя простил, прости и Ты меня».
О словах пророка Мухаммада рассказывает такой хадис: «Есть три состоя-
ния человека, при которых Аллах не принимает его просьбы: 1) Если он ночует
в разрушенном жилище; 2) Если он лежит у дороги; 3) Если он отпустил свое
вьючное животное и просит Аллаха сохранить его».
Хотя в рассматриваемой притче нет намека на содержание хадиса, очевидно,
что сюжет связан именно с этими тремя состояниями, исключающими помощь
Аллаха. Стемнело, шел дождь, и дервиш, оставив свое верховое животное на
попечение Аллаха, зашел в развалины жилища на ночлег. Но Аллах сберег его
от бедствий и, не разгневавшись на Маджнуна аль-Хакка, помог ему найти
свое животное. Как сказано в суре «
ал-Фатх
»: «Аллах прощает тому, кому
Сам пожелает, и наказывает того, кого Сам пожелает» (58:14).
Из 63 притч «
Лисан ат-тайр
» 12 были взяты из сочинения Аттара, а осталь-
ные 51 были написаны Навои. Выявление источников каждой притчи поможет
1...,306,307,308,309,310,311,312,313,314,315 317,318,319,320,321,322,323,324,325,326,...436
Powered by FlippingBook