Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 320

Секция XIV
318
люди, наслаждение, виночерпий, материальные предметы, ценности, весна,
душа, жизнь, вино, единство, светлый мир и ясность, престол.
Что касается суфийских смыслов, придаваемых цветку, то они следую-
щие: абсолютный объект любви, Бог; ученик, впервые вступивший на путь
познания; последователь; святой; общение с Богом; Тайна, Истина; молитва;
алчность, соблазн.
Д. А. Ключарев (ВФ СПбГУ)
Ключевые фигуры современной поэзии Катара
Катар, одно из арабских государств Персидского залива, на рубеже
ХХ–ХХI вв. встал в авангарде всего арабского мира по уровню экономического
благосостояния. Однако с точки зрения развития художественной культуры
успехи этого государства пока не столь велики. Когда во многих арабских
странах на волне культурного подъема интенсивно формировалась литература
современного типа, Катар вместе с другими государствами Персидского залива
оставался на периферии литературной жизни. В настоящем докладе мы рассмо-
трим развитие в Катаре поэзии на литературном арабском языке, традиционно
обладающей более высоким статусом, чем поэзия на диалекте.
Развитие современной поэзии в Катаре можно разделить на два периода:
первый — с начала XIX в. до середины ХХ в., второй — с середины ХХ в.
до наших дней. Различие в творчестве поэтов этих двух периодов связано не
только с особенностями развития разных поэтических жанров, но и с идейно-
тематическим различием, обусловленным колоссальной разницей между
вчерашним и нынешним уровнем жизни катарцев. Жизнь одного из зачина-
телей национальной современной поэзии Маджида ибн Салиха аль-Халифи,
добывавшего пропитание ловлей жемчуга, которая была основным занятием
местного населения региона в те времена, имеет мало общего с комфортной
жизнью современных жителей страны, имеющей самый большой в мире доход
на душу населения. Впрочем, темы стихов у представителей разных поколений
зачастую сходны: как и раньше, араб воспевает традиционные бедуинские
добродетели—гостеприимство и храбрость, как и раньше, поэт гордится своим
благородным происхождением и восхваляет красоту возлюбленной.
Ключевыми фигурами в поэзии первого периода являются Ахмед б. Юсиф
аль-Джабир и Абд ар-Рахман аль-Му‘авада. Они стали связующим звеном
между традиционалистами прошлого и новаторами современности, осуще-
ствившими «обновление» поэзии, освобождение ее от оков традиционных
тем, жанров, форм. Этими обновителями в Катаре стали Али б. Са‘уд Аль
Сани (Аль Тани), Али Мирза Махмуд, Мухаммед Халифа аль-Атыййа, Закия
Маль Аллах, а также представители более молодого поколения, творческий
путь которых продолжается.
1...,310,311,312,313,314,315,316,317,318,319 321,322,323,324,325,326,327,328,329,330,...436
Powered by FlippingBook