Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 325

Литература стран Азии и Африки
323
Л. И. Напылова (АГУ, Астрахань)
Социофилософские проблемы в пьесах Даляль Халифы (Катар)
Даляль Халифа относится к числу пионеров современной художественной
прозы Катара, а также национальной драматургии. Ее пьесы, составившие
уже несколько опубликованных сборников, наполнены социофилософскими
вопросами, стоящими перед человечеством на современном этапе развития.
Постановка таких вопросов писательницей, а также глубина этой постановки
весьма примечательны, поскольку в современной художественной литера-
туре арабских стран Персидского залива, формирование которой началось
лишь во второй половине ХХ в. (а в Катаре лишь с 1990-х годов), до сих
пор преобладает довольно поверхностное восприятие действительности,
во многом еще «просветительское» отношение к локальным социальным
и культурным проблемам, ставшим для арабо-мусульманского общества
традиционными.
Четыре рассматриваемые нами пьесы писательницы, составившие сборник
«Яблоко кричит, хлеб обнажается» (2004), демонстрируют собой широту диа-
пазона волнующих автора проблем: от невозможности создания в человеческом
обществе единой системы ценностей (пьеса «Ультрафиолетовые вещи») до
скрытой этноконфессиональной дискриминации, существующей в западном
мире (пьеса «Только подними нос!»).
Характерной чертой сюжетной композиции всех пьес является ее откры-
тость, незавершенность; писательница не дает ясного ответа на поставленные
еюже вопросы, а словно призывает читателя задуматься над этими вопросами,
предложить свои пути для решения сложных общечеловеческих проблем.
Написанные простым, ясным языком, со значительной долей юмора, неслож-
ные по своей композиции, но затрагивающие важные социофилософские темы
пьесы Даляль Халифы «выбиваются» из мейнстрима современной арабской
женской литературы, представленной в значительной степени произведениями
так называемого «поэтического модернизма», характеризующегося чрезвы-
чайно сложным языком и образностью, которыми зачастую передаются весьма
банальные частные переживания.
А. А. Никитина (ВФ СПбГУ)
Особенности изображения персонажей
в китайских романах 50-х гг. ХХ в.
В докладе предполагается кратко проанализировать особенности изобра-
жения персонажей в китайских произведениях крупного жанра, созданных
после образования КНР, — таких, как романЮань Цзин и Кун Цзюэ «Повесть
о новых героях» (1949 г.), Ян Мо «Песнь молодости» (1958 г.), Лян Бин
1...,315,316,317,318,319,320,321,322,323,324 326,327,328,329,330,331,332,333,334,335,...436
Powered by FlippingBook