Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 328

Секция XIV
326
описательные черты, а в образе влюбленного — характеристики внутреннего
состояния.
Отношения между влюбленным и возлюбленным в газеляхХамидаМоманда
выстраиваются по уже привычной для классической персидской и афганской
литературы модели: «охотник — жертва», где жертва — это влюбленный,
а охотник — возлюбленный. Отсюда возникает целый ряд образов, связанных
с описанием атрибутов красоты возлюбленного. Брови возлюбленного в газелях
Хамида сравниваются с охотничьим луком, ресницы — со стрелами, завитки
волос — с арканами, губы — с кровавым кинжалом, глаза возлюбленного
уподобляются хищному соколу.
Парадоксально, но наивысшим счастьем и наградой для влюбленного в такой
модели отношений является смерть от рук «возлюбленного-охотника».
Другая часто встречающаяся в стихотворном собрании Хамида модель
отношений между влюбленным и возлюбленным—«больной—лекарь». Она
связана с представлением о любви как о неизлечимой болезни, характерной
для персидской и афганской классической литературы. Интересно, что в этой
модели возлюбленный может выступать и в качестве лекаря, избавляющего
от болезни, и в качестве причины любовного недуга.
Менее продуктивной в стихах Хамида является модель отношений «поку-
патель — торговец/меняла». Товаром, который предлагает «возлюбленный-
торговец» на этом базаре любви, выступает такой атрибут его красоты, как
родинка. Поэт традиционно уподобляет ее по цвету «темнокожему рабу».
Соперник выступает в газелях Хамида Моманда антагонистом лириче-
ского героя. Его функция — преградить влюбленному путь к возлюбленному.
Образ соперника трактуется Хамидом в его стихотворном собрании резко
отрицательно.
Анализ трех образов: влюбленный, возлюбленный, соперник и характера
связи между ними является важным ключом к пониманию и правильной
интерпретации газелей Хамида Моманда.
И. В. Прушковская (КНУ им. Тараса Шевченко, Киев)
Система образов в пьесах турецкого драматурга
Мемета Байдура
В 80–90-е годы ХХ в. турецкая драматургия переживала кризис. Сложная
политическая ситуация ставила в жесткие рамки драматургов, которые были
вынуждены избегать сложных социальных вопросов; постепенно начала
исчезать трагедия. Появление на драматургической арене Мемета Байдура
(1951–2001) оживило сложившуюся ситуацию, отодвинуло театральный кризис
на задний план. С 1982 по 2000 гг. Мемет Байдур написал двадцать три пьесы,
каждая из которых привлекает одновременно и комизмом, и трагизмом. Автор
1...,318,319,320,321,322,323,324,325,326,327 329,330,331,332,333,334,335,336,337,338,...436
Powered by FlippingBook