Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 329

Литература стран Азии и Африки
327
умело завуалировал трагический смысл под комическими высказываниями
своих героев, их вольным поведением и развязной болтовней.
Индивидуальное в пьесах Мемета Байдура имеет обобщающее значе-
ние: изображаемое драматургом явление претендует на то, чтобы объяснить
весь круг однородных явлений, дает понять, чем эти явления обусловлены
и вызваны.
В пьесах Мемета Байдура «Лимон» (1982), «День-ночь» (1982), «Игра
смерть» (1982), «Игрушки одиночества» (1984), «Женская станция» (1987),
«Республиканская девчушка» (1988), «До обеда» (1988), «Орхидеи на месте
пожара» (1989), «Ноги любви» (1992) вырисовывается целая система раз-
нообразных образов, анализ и систематизация которых позволяет выявить
отношение автора к разным аспектам современной действительности. Перед
читателем предстают образы нахальных, грубых, самовлюбленных мужчин;
ученых, потерявших желание самореализоваться; женщин вольного и непри-
стойного поведения; позабывших о своей женственности домохозяек, которые
относятся с безразличием к судьбе пожилого человека. В каждой пьесе при-
сутствуют образы смерти, разлуки и печали.
С помощью целой палитры образов Мемет Байдур выражает свое отноше-
ние к жизни, дает ей свою субъективную оценку. Система образов в пьесах
турецкого драматурга имеет и назидательный смысл: воплощая в художествен-
ном образе свою неприязнь к происходящему в обществе, автор пытается рас-
крыть существующие проблемы методом «от противного», через неприятие
и отторжение негативных явлений действительности.
А. И. Пылев (ВФ СПбГУ)
К вопросу о суфийских мотивах в поэме Йусуфа Баласагуни
«Благодатное знание»: образ отшельника Одгурмыша
В светской по своей основе дидактической тюркской поэме Йусуфа Бала-
сагуни «Благодатное знание» («
Кутадгу Билиг
», XI в.), наряду с образами
правителя (
элика
) Кюнтогды, его везира Айтолды и сына везира Огдюль-
миша, большое место занимает образ отшельника-аскета Одгурмыша.
Одгурмыш является, несомненно, суфийским наставником, что следует из
употребления в поэме некоторых характерных суфийских понятий и тер-
минов (
захид
,
нафс
,
мурид
и т. п.). Он — отшельник, служащий лишь Богу,
посвятивший ему всю свою жизнь, «взыскующий Бога»; он живет неза-
висимо от тварей Бога, всецело отдался его воле и при этом утратил все
свои земные желания, что соответствует 8-й стадии мистического «пути»
(
ат-таваккул
).
Одгурмыш отвергает всякое служение земным властителям. Когда сын
везира Огдюльмиш убеждает его стать советником
элика
, Одгурмыш, выслу-
1...,319,320,321,322,323,324,325,326,327,328 330,331,332,333,334,335,336,337,338,339,...436
Powered by FlippingBook