Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 332

Секция XIV
330
И. В. Самсонова (ВФ СПбГУ)
Современный турецкий детектив
Детектив — жанровая тематическая форма, описывающая процесс рассле-
дования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и рас-
крытия загадки. ВТурции детектив получил название «полицейский роман» (тур.
polis romanı
или
polisiya
). Первые детективы в Турции были переводные.
Историю детективных романов в Турции можно разделить на четыре
периода: первый — 1881–1908 гг., второй — 1908–1928 гг. (до перехода на
латинскую графику), третий — 1930–1970-е гг. и четвертый — с 1980-х гг. по
настоящее время.
Первым турецким детективом считается «
Esrar-i Cinayat
» («Тайна престу-
плений») Ахмета Митхата Эфенди (1884 г.). Впоследствии турецкий детектив
развивался в разных направлениях, при эволюции всех его жанровых разновид-
ностей. Подлинный расцвет турецкого детектива приходится на 80–90-е годы
XX в. В 1999 г. был учрежден специальный литературный конкурс детекти-
вов — «Кафе кактус».
В Турции сегодня особенно популярны полицейские, политические, кри-
минальные, фантастические (подвид—мистические), «крутые», исторические
детективы, детективы-триллеры и др. Самый читаемый автор детективов
в Турции на сегодняшний день — Ахмет Умит. Примечателен и Эниз Батур
с его популярным романом «Галстук», произведшим переворот в современном
турецком детективе.
Необходимо отметить, что после 1980 г. в Турции было напечатано мно-
жество детективов, жанровое разнообразие которых и мастерство авторов не
уступают лучшим мировым образцам.
Л. Скородумова (РГГУ, Москва)
Монгольская проза: новые имена
Современная монгольская литература сохранила стилистическое и жанро-
вое многообразие и все достижения художественного опыта ХХ в. При этом
в монгольской словесности конца ХХ — начала ХХI вв. традиционализм
сочетается с адаптацией на национальной почве различных, преимущественно
формалистических течений западной культуры.
Сегодня доминирующее положение в контексте литературного развития
занимает малый жанр сюжетно-повествовательной прозы— рассказ, который
включает в себя также рассказ-притчу, лирическую миниатюру, содержащую
либо философскую сентенцию, либо пейзажную зарисовку. Короткий рас-
сказ — излюбленный жанр монгольских писателей. С начала 90-х годов ХХ в.
в Улан-Баторе регулярно проводится конкурс на лучший короткий рассказ
1...,322,323,324,325,326,327,328,329,330,331 333,334,335,336,337,338,339,340,341,342,...436
Powered by FlippingBook