Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 333

Литература стран Азии и Африки
331
«Украшение смысла» (
Утгын чимэг
), а после 2000 г. увидели свет несколько
альманахов с короткими рассказами (2003, 2005, 2009).
Малая проза отличается повышенной смысловой наполненностью и сим-
воличностью. Экспрессия и накал чувств, описываемых в коротких рассказах,
проникнутых лиризмом и психологичностью, не случайно роднят этот жанр
с поэзией, которая переживает подъем в переходный период развития обще-
ства. Не случайно и авторы этих рассказов (Бидэрийн Баярсайхан, Турийн
Баянсан, Пурэвхугийн Батхуяг и др.) начинали свой путь в литературе как
поэты, выпустив по 2–3 сборника стихов.
Пожалуй, особняком в ряду писателей нового поколения ХХI в. стоит имя
Тумэнбаярын Бум-Эрдэнэ. Самый продуктивный период биографии писателя
выпал на период жизни, проведенный в США (2002–2011 гг.). Первый сборник
рассказов Т. Бум-Эрдэнэ «Неизбывное» (
Сэмэрч үл барагдана
) вышел в 2008 г.,
затем вышло еще три сборника: «Те самые» (
Өнөөх
, 2011), «61 старший брат» (
61
ах
, 2011), «Женская книга» (
Эмэгтэй ном
, 2012). В центре повествования всегда
какая-то житейская тема и личность героя, его внутренний мир. Т. Бум-Эрдэнэ
признается, что наследует традицию психологической новеллы признанного
мастера ХХ в. С. Эрдэнэ. Сегодня талант Т. Бум-Эрдэнэ находится в зените, на
его блоге в интернете постоянно появляются все новые и новые рассказы.
А. С. Сулейманова (ВФ СПбГУ)
«Новая жизнь» О. Памука — постмодернистский ответ
«Неприкаянным» О. Атая
Роман О. Атая (1934–1977) «
Tutunamayanlar
» («Неприкаянные») первона-
чально вышел в двух томах в 1971–1972 гг., но остался незамеченным. Только
после смерти автора и переиздания романа в 1984 г. в одном томе он был отме-
чен критикой и получил признание у искушенного читателя. Роман О. Памука
(род. 1952) «
Yeni Hayat
» («Новая жизнь», 1994) сразу после выхода в свет стал
не только самой продаваемой книгой в Турции, но и самой критикуемой. Если
в первом случае причиной стали труднопреодолимые для турецкой прозы (но не
поэзии) авангардистские художественные средства, то во втором случае не(до)
понятой осталась интенция автора.
Определенную творческуюпреемственность от Атая к Памуку первым отме-
тилА. Кабаклы. СамО. Памук в своей статье обО. Атае пишет, что считает роман
«Неприкаянные» последним откликом на модернизм и ценит способность автора
превращать творческий процесс в некую игру с текстами, за которой наблюдать
интереснее, чем собственно за сюжетом. Чередование прозы со стихотворными
включениями, потока сознания со связным последовательным изложением,
появление воображаемого двойника, который превращает внутренний монолог
в диалог с самим собой, призваны продемонстрировать кризис идентичности
1...,323,324,325,326,327,328,329,330,331,332 334,335,336,337,338,339,340,341,342,343,...436
Powered by FlippingBook