Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 338

Секция XIV
336
превратился в центр мусульманской культуры. Жанр
адаб
а, возникший
в арабской литературе в IX в. и призванный в «научно-популярной» форме
воспитать и просвещать добронравного мусульманина, с тем чтобы он имел
общее представление о многих отраслях науки, пользовался большим успехом
и в мамлюкском Египте, хотя претерпел некоторую стилистическую транс-
формацию в сторону увлечения риторикой, словесными красотами (
махасин
ал-калам
), игрой слов и рифмованный прозой (
садж
), что нередко приводило
к искусственности и вычурности слога, но отвечало эстетическим вкусам
своего времени. Главной темой произведений жанра
адаб
а был человек как
центр мироздания и окружающий его мир: небесная сфера и небесные тела,
земля с ее природой, животным и растительным миром, странами и народами
и т. д. По традиции жанра, в научный текст часто вклинивались художественно-
литературные элементы: отрывки из поэзии или древних сказаний,
ривайат
ов
и 
хикайат
ов.
Бросается в глазе отличие стиля
адаб
а от стиля сказаний, вкрапленных
в текст. Насколько текст
адаб
а насыщен изысканными художественно-
выразительными средствами, настолько стиль сказаний, пришедших из глу-
бины веков, прост и даже скуден, достигая эстетического эффекта с помощью
неожиданного поворота сюжета или мысли.
Хотя произведения
адаб
а не являются антологиями, они содержат большой
поэтический и фольклорный материал, что дает возможность иметь более
полное представление не только о малоизученной литературе мамлюкского
периода, но также и о средневековой арабской литературе в целом.
Т. А. Ходжаева (ТашГИВ, Ташкент)
К вопросу о динамике прозаических жанров
в индийской литературе
Практика и исследования литератур Индии (хинди, панджаби) показывает,
что границы прозаических жанров в современной индийской литературе стали
подвижными, а жанровые формы приобрели динамичность. Непосредствен-
ное, достоверное изображение действительности приводит к ослаблению
сюжетной структуры и к распаду жанров: рассказ переходит в этюд, зарисовку,
повесть — в цикл очерков, роман — в хронику, биографию.
В переломные эпохи, когда новое еще не определилось окончательно, лите-
ратура нацелена на выявление этого нового. В таких условиях особое развитие
получает очерковая литература. Повесть, рассказ, роман становятся близки
по своей структуре к очерку. Так было в 20–30-х гг. ХХ в. и в 1950–1960-х гг.,
когда роман развивался преимущественно в хроникальной или биографической
форме (М. Р. Ананд, А. Притам, Р. К. Нарайана). Жанр рассказа в литературе
хинди и панджаби совершал в своем развитии вечные колебания от стремления
1...,328,329,330,331,332,333,334,335,336,337 339,340,341,342,343,344,345,346,347,348,...436
Powered by FlippingBook