Литература стран Азии и Африки
337
к новеллистичности— к очерковой форме и автобиографичности (Дж. Кумар,
Мохан Ракеш, Камлешвар, А. Притам, К. С. Дуггал, Мохан Сингх Девана,
Девиндер, Сатиартхи).
Когда литература пересматривает свое отношение к действительности—это
в основном периоды борьбы литературы Индии за новое качество реализма
в 1930–1940-е гг., затем 1950–1960-е гг., —возникают новые направления и тече-
ния: «новый рассказ», «новый роман», «новая критика», что указывает на то,
что литературный процесс становится более дифференцированным. Появляется
как бы промежуточный жанр: рассказ-очерк, рассказ-зарисовка, рассказ-притча;
очерк заметно влияет на рассказ (рассказы-очерки А. Притам, Мохан Ракеша,
рассказы-притчи Агьея и А. Притам, И. Хусейна). Наблюдается увеличение
емкости жанра рассказа (рассказы Муктибодха). В переломные эпохи услож-
няется и жанр романа, появляется роман-исследование, роман-исповедь.
Л. Ю. Хронопуло (ВФ СПбГУ)
Иллюзии и аллюзии в творчестве Атода Такаси
1
Атода Такаси (р. 1935) — известный японский писатель, работающий
главным образом в жанре мистического реализма. Герои произведений Атода
незаметно для себя выходят за пределы привычного мира и оказываются
в трансцендентальной реальности, в плену мифов и сказок, зачастую — на
грани безумия, поскольку границы между реальностью и воображением
весьма условны, и неясно, что более иллюзорно: их повседневная жизнь или
мистический опыт.
Так, героине новеллы «Красное платье», молодой хостесс Мисако, тер-
заемой чувством вины за самоубийство жены своего любовника, начинает
казаться, что чудесное платье, предмет восхищения и зависти всех ее коллег, она
купила у покойной соперницы. Воображение героини разыгрывается, когда она
вспоминает услышанные в детстве от няни японские сказки о духах женщин,
явившихся с того света, чтобы отомстить. В отчаянии Мисако начинает соб-
ственное расследование, ища подтверждение своим гипотезам. В итоге платье
по непонятным причинам загорается на героине, и мрачная красота сцены,
когда в огне мечется прекрасная женщина, отсылает читателя к аналогичной
сцене из новеллы Акутагава Рюносукэ «Муки ада».
Аллюзии на произведения Акутагавы у Атода можно встретить неодно-
кратно. Например, в рассказе «Мужчина, который ждет» герой вспоминает
новеллу Акутагавы «Вера Бисэя» о юноше, который поплатился жизнью за то,
что преданно ждал ветреную возлюбленную на назначенном месте.
1
Доклад отражает результаты НИР «Сравнительные исследования парадигм
художественно-литературных доминант стран Азии и Африки (диахронический аспект)»
(руководитель А. В. Образцов).