Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 340

Секция XIV
338
Одной из центральных в творчестве Атода Такаси является также аллюзия
на японский фольклор. Так, в новелле «Птица» молодой актер театра, заня-
тый в спектакле «Журавлиные перья», поставленном по старинной японской
легенде, начинает чувствовать, что постепенно превращается в журавля, о чем
сообщает возлюбленной. Та относится к его иллюзиям скептически, считая,
что он чересчур вошел в роль, — пока в напряженной ситуации юноша, как
в сказке, не превращается в журавля и не улетает прочь. Превращение чело-
века в иное, диковинное существо — сюжет, на котором построены рассказы
Ф. Кафки «Превращение» и Х. Кортасара «Аксолотль»; аллюзия на них тоже
представляется очевидной в этой новелле.
С. О. Цветкова (ВФ СПбГУ)
О методах исследования средневековой поэзии
бхакти
Для индийского религиозно-реформаторского движения
бхакти
(XV–XVII вв.) характерна весьма своеобразная проповедническая традиция:
традиция эмоциональной исповеди о персональном мистическом опыте
и доктринально-нравоучительной проповеди, реализованных исключительно
в разнообразных поэтических формах. Кроме того, эти поэтические произ-
ведения изначально (а в сохранившейся религиозной традиции и до сих пор)
подразумевают песенное исполнение под ту или иную
рагу
(музыкально-
ритмическую тему) или простую мелодию с определенным ритмом.
Современные исследования средневековой поэзии
бхакти
различных
направлений сосредоточивают свое внимание, разумеется, на содержательной
стороне творчества поэтов-
бхактов
: идейной, вероучительной, этической
и т. п. Вместе с тем данные интерпретации и анализ чаще всего интуитивны
и произвольны и не опираются на сколько-нибудь прочную методологическую
основу, позволяющую получать обоснованные результаты. Помимо этого
современные исследовательские подходы отличает недостаточное внимание
к аспекту формы (поэтической, песенной) этих произведений и нежелание
учитывать этот «формальный» аспект при их содержательном анализе.
Предлагаемый нами метод, прежде всего, ориентирован на необходимость
учитывать значение «технических» сторон построения произведения
бхакти
того или иного рода (исповедь, проповедь, нравоучение и т. п.) для анализа
его семантики. Метод подразумевает комплексный многоуровневый подход
к исследованию структуры поэтического текста, включающий:
анализ ритмической структуры стихов, предназначенных для исполнения
под ту или иную
рагу
(если это отражено в традиции бытования данного
текста);
анализ метрической структуры стиха (наличие и позиция цезуры, роль
словесных ударений);
1...,330,331,332,333,334,335,336,337,338,339 341,342,343,344,345,346,347,348,349,350,...436
Powered by FlippingBook