Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 347

Источниковедение и историография ислама в Российской империи
345
Турции, Поволжья. В этом смысле их борьба с этой социальной проблемой
по своему общественному содержанию являлась продолжением и развитием
начатой еще в первой половине XIX в. М. Ф. Ахундовым борьбы с «восточным
деспотизмом».
И. Л. Алексеев (РГГУ; Фонд Марджани, Москва), А. Ю. Хабутдинов
(Российская академия правосудия, Казанский филиал)
Татарский
шамаиль
как источник по истории ислама
в Волго-Уральском регионе на рубеже XIX–XX вв.
(по материалам коллекций Фонда Марджани,
Национального музея Республики Татарстан и ГМИИ РТ)
Шамаиль
— религиозная по содержанию картина, получившая распро-
странение в искусстве татар-мусульман Среднего Поволжья. Термин восходит
к арабскому
шам
ā
’ил
(ед. ч.
шам
ла
) —букв. «отличительные черты», которым
изначально обозначался словесный портрет пророкаМухаммада, передаваемый
в большинстве
рив
ā
й
ā
т
ов со слов Али б. Аби Талиба. В татарском обиходе
термин
шамаил
был распространен на все произведения изобразительного
искусства, имеющие религиозное содержание и использующие элементы
арабской графики.
Во второй половине — начале ХХ в. на территории Урало-Поволжья полу-
чают распространение печатные шамаили, выполненные типографским или
литографическим способом. Эволюция технических приемов и изобразитель-
ного ряда шамаилей этой эпохи наглядно иллюстрирует процессы трансфор-
мации общественного и религиозного сознания мусульман внутренней России
в процессе модернизации Российской империи и мусульманского мира.
В повседневной религиозной практике шамаиль, вывешенный на видном
месте, выступал маркером религиозной идентичности хозяина дома. Шамаиль
дает ключ к пониманию внутреннего мира татар-горожан столетней давности,
так как на них в сконцентрированном виде воссоздана реальность, затраги-
вавшая души и умы людей той эпохи. Это не икона и не оберег, не картина
и не текст для заучивания. В шамаилях собраны образы мусульманского мира,
близкие и понятные татарам рубежа XIX–XX вв.
В начале ХХ в. в качестве шамаилей начинают использоваться литогра-
фированные османские открытки с изображением не только священных мест
ислама—как суннитского, так и шиитского, но и крупнейших городов мусуль-
манского мира (Стамбул, Дамаск), архитектурных и технических достижений
модернизирующейся Османской империи. Так концепт модерна встраивается
в религиозный дискурс российских мусульман. Кроме того, в некоторых
случаях, очевидно из-за турецкого влияния, прослеживаются гетеродоксные
(
бекташийа, алеви
) мотивы.
1...,337,338,339,340,341,342,343,344,345,346 348,349,350,351,352,353,354,355,356,357,...436
Powered by FlippingBook