Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 352

Секция XV
350
фию, медицину, архитектуру и т. д. Он трижды посетил Россию (в 1856–1857,
1868–1869 и 1873 гг.) и был очевидцем прогресса русской науки и техники.
Путешествия Ахмада Дониша в Россию в составе Бухарского посольства обо-
гатили его новыми впечатлениями, наблюдениями и мыслями. Эти путешествия
сильно повлияли на мировоззрение и духовное развитие Дониша. Большое
впечатление произвели на него достижения России в области экономики, поли-
тики, культуры, что он и отразил в своих произведениях. Увиденное заставило
мыслителя осознать, что Бухарский эмират слишком далек от цивилизации,
и он стремился исправить это положение.
Таджикский просветитель оставил после себя богатое научное и лите-
ратурное наследие. В его произведениях мы находим рассуждения на такие
религиозные и общефилософские темы, как сотворение мира, соотношение
тела и души, возможности познания мира. Основными его произведениями
являются «
Навадир ал-вака’и‘
» («Редкостные события»), «
Рисала йа мухтасар-и
аз та’рих-и хандан-и мангитийа
» («Послание, или Краткое описание истории
мангитской династии»), «
Ми’йар ат-тадаййун
» («Мерило вероисповедания»),
«
ар-Рисала фи а‘мали-л-кура
» («Трактат о пользовании глобусом») и «
Маназир
ал-кавакиб
» («Созерцание звезд»).
Следует отметить, что на формирование его социально-философских взгля-
дов оказали значительное влияние Коран, сунна Пророка и мусульманские
мыслители — Мухаммад ал-Газали, ‘Абд ал-Кадир Бидил, Саади Ширази,
ХафизШирази и др. Также, по мнению большинства исследователей, на форми-
рование мировоззрения Ахмада Дониша большое влияние оказало пребывание
в России. Именно после своего путешествия в Россию он пришел к выводу
о необходимости ликвидации вековой отсталости Бухары путем проведения
ряда реформ.
Его реформаторские идеи составляют неотъемлемую часть произведений
мыслителя. Эти идеи Ахмада Дониша можно классифицировать следующим
образом: 1) реформаторско-экономические; 2) социально-политические;
3) религиозно-реформаторские и 4) культурно-просветительские.
И. Г. Саетов (ИВМО, КФУ, Казань)
От тарикатов к 
джамаатам
:
трансформация традиционных форм организации
мусульманских общин в XX–XXI вв. в Турции и России:
сравнительный анализ
В условиях модернизации производства и общественных отношений спо-
собы самоорганизации мусульман также претерпели изменения.
Тарикаты
как
традиционный институт уступили свои позиции, условно, «
джамаатам
». Име-
ется множество факторов данного процесса: адаптация мусульман к условиям
1...,342,343,344,345,346,347,348,349,350,351 353,354,355,356,357,358,359,360,361,362,...436
Powered by FlippingBook