Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 353

Источниковедение и историография ислама в Российской империи
351
модерна, необходимость жить в секулярном обществе, специфика националь-
ного государства, современное понятие «религии», отличающееся от понимания
«
дин
а». Кроме того, «джамаатизации» поспособствовали также урбанизация,
развитие промышленного производства и другие социально-экономические
факторы. Немаловажную роль во многих мусульманских странах сыграл запрет
на организацию тарикатов.
В данной работе мы раскроем само понятие джамаата, выявим его отличия
от традиционных суфийских орденов. Также на примере нескольких турецких
джамаатов мы покажем, каким образом эти институты себя позиционируют,
какие цели преследуют и каким образом функционируют. Также будет сделана
попытка соотнести джамааты с институтами гражданского общества и сделать
прогноз развития их в среднесрочной перспективе.
Р. Р. Сафиуллина (ИИ АН РТ, Казань)
Татарская книжная традиция как источник по истории
мусульманского религиозного образования в Поволжье
Система мусульманского образования, сложившаяся в Поволжье, раз-
вивалась под влиянием общемусульманского образования и культуры, что
обеспечило разным слоям населения доступ к достижениям мусульманской
цивилизации: татары на протяжении веков были хорошо знакомы с Кораном
и сунной, трудами мусульманских теологов, философов, ученых, поэтов. Мест-
ные авторы создавали свои труды подобно сочинениям восточных авторов,
составляли к их трудам комментарии и субкомментарии, распространяли их
научные идеи в Волго-Уральском регионе. Как было принято в мусульман-
ском мире того времени, многие ученые и богословы писали свои сочинения
на арабском языке, благодаря чему их труды были известны и за пределами
России.
Произведения отдельных авторов времени Волжской Булгарии, периода
Золотой Орды и Казанского ханства, изустно хранившихся и передавав-
шихся в народной памяти, сохранились лишь в более поздних списках.
Даже рукописные списки, относящиеся к XVII в., относятся к числу редких.
Тем не менее, согласно материалам различных рукописных собраний как
Республики Татарстан, так и за ее пределами, с начала XVII в. появляются
рукописи с сочинениями татарских авторов и копии, составленные татар-
скими
катибами
(переписчиками), а к концу века восстановилась и традиция
библиофильства.
В Республике Татарстан восточные рукописи, в определенной степени
вполне обоснованно, признаются собственным историческим достоянием.
Сбор и хранение, исследование и введение в научный оборот этого пись-
менного наследия был и остается одной из актуальных задач гуманитарной
1...,343,344,345,346,347,348,349,350,351,352 354,355,356,357,358,359,360,361,362,363,...436
Powered by FlippingBook