Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 369

«Куда идет Восток?»: круглый стол по проблеме «восточных революций»
367
Таким образом, информационная кампания, направленная на дискредита-
цию действующей власти в мировых глобальных СМИ и в Интернет-контенте,
в совокупности с открытыми призывами в социальных сетях к свержению
действующей власти и проведению целой серии акций неповиновения властям
оказали решающее воздействие на подрыв авторитета кажущегося совсем
недавно незыблемого режима и привели к революционным переменам, внес-
шим не только существенное смещение центров силы на Ближнем Востоке,
но и кардинальное изменение в архитектуре глобального мирового порядка
в целом.
Р. Ф. Патеев (ЮФУ, Ростов-на-Дону)
К вопросу о модернизации исламских сообществ
в контексте современных арабских революций
Актуально провести концептуальный анализ западных понятий «модерна»,
«просвещения» и «реформации» в контексте оценок современных революцион-
ных процессов в арабских странах. Важно рассмотреть их с точки зрения этапов
исторического становления и наполнения смысловым содержанием. Эпоха
просвещения —
это становление рационального европейского общества через
активное развитие научного знания. Приращение знания привело к пониманию,
что преодоление религиозно-политических противоречий возможно через
процесс секуляризации. После просвещения последовала эпоха
реформации
.
Острые религиозные противоречия, в первую очередь, между протестантизмом
и католичеством, привели к деполитизации религиозного пространства, и рели-
гия перешла в сферу индивидуального. Во многом на основе этого произошло
становление светских государств Западной Европы. Здесь прослеживается
четкая «этапность» в концептуальном наполнении обсуждаемых понятий:
от просвещения к реформации, от реформации к
модерну
(современности).
В этом отношении многие представители исламских религиозно-
философских кругов в XIX–XX вв. оставались «просветителями», но не
«реформаторами» и не «модернизаторами». Используя язык «западных» кон-
цептов и логико-рациональных выводов они не признали, что преодоление
противоречий в исламском мире, его встраивание в современность (модер-
низация) невозможно через пространство религии в связи с неизбежностью
острых политических противоречий. Таким образом, преодоление многих
современных проблем исламского мира возможно только через деполитизацию
религии и становление секулярных государств. Во многом эти процессы уже
происходят. При этом речь не идет об атеизации мусульманских сообществ.
Произошедшие революции — это не этап демократизации или модерни-
зации исламских сообществ. Приход к власти представителей религиозных
кругов — скорее «демодернизация» светских арабских режимов.
1...,359,360,361,362,363,364,365,366,367,368 370,371,372,373,374,375,376,377,378,379,...436
Powered by FlippingBook