Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 392

Секция XVII
390
Н. Н. Михайлова (ВФ СПбГУ)
Формирование публицистических жанров в газете
на тибетском языке «Юлчог сосой саргьюр мелонг»
(1925–1926)
 1
«Юлчог сосой саргьюр мелонг» (тиб.
yul phyogs so so’i gsar ‘gyur me long
,
букв. «Зеркало новостей из разных стран» или «Зеркало Тибета») — одно из
первых периодических изданий на тибетском языке, выходившее в Калимпонге
на протяжении 38 лет (1925–1963 гг.) под редакцией выдающегося тибетского
религиозного и общественного деятеля Дорчже Тарчина (1890–1976) и пред-
ставляющее собой богатый источник информации, который пользовался
популярностью среди тибетцев, фактически лишенных иных способов узнать
о том, что происходит за пределами Тибета.
Газета не только способствовала модернизации тибетского языка, но также
оказала революционное влияние на тибетскую литературу. Поскольку до начала
XX в. газет на тибетском языке не существовало, и новости передавались
изустно или в письмах, а оригинальная и переводная литература на класси-
ческом тибетском языке носила преимущественно религиозно-философский
и экзегетический характер, именно с «Юлчог сосой саргьюр мелонг» связаны
первые образцы публицистических материалов на тибетском языке, подготов-
ленные к изданию редактором-тибетцем.
Безусловно, в «Юлчог сосой саргьюр мелонг» были предприняты самые
первые шаги в направлении формирования нового функционального стиля
тибетского литературного языка и далеко не все публицистические жанры
были представлены в равной степени.
На основании анализа материалов из первых шести номеров «Зеркала
Тибета» за 1925–1926 гг. можно сделать вывод о том, что в этом издании
было положено начало практически всем жанрам газетно-публицистического
стиля. Господствующими были жанры новостной информации, а именно
заметка, отчет и, в меньшей степени, репортаж. В то же время достаточно
широко были представлены рекламные, развлекательные и справочные публи-
кации (частные объявления, загадки, топографические карты и т. д.) Среди
других материалов необходимо упомянуть ранние формы художественно-
публицистических и ситуативно-аналитических жанров (комментарий
и корреспонденция), а также образцы эпистолярного жанра (обращение
редактора к читателям).
1
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-
исследовательского проекта РГНФ «Тибетская литература в современном литературном
процессе Китайской Народной Республики» (12–34–09004).
1...,382,383,384,385,386,387,388,389,390,391 393,394,395,396,397,398,399,400,401,402,...436
Powered by FlippingBook