Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 393

Школа молодого востоковеда — 2013
391
О. В. Мишукова (ДВФУ, Владивосток)
Легенда о Танабата
в «Собрании изящных песен»
 1
В 1346 г. появилась одна из последних императорских антологий
японской поэзии
танка
− «Собрание изящных песен» (
「風雅和歌集」
,
«Фугавакасю»). В тревожные времена междоусобных войн темы верно-
сти и ожидания, отраженные в мифе о любви двух звезд, пользовались
особой популярностью. В стихах уже нет описания самой легенды, но
по-прежнему присутствуют ее образы и темы; с другой стороны, широкое
распространение получают
б
уддийские идеи иллюзорности мира, эфемер-
ности бытия, мимолетности красоты. В этот период идеал чувственного
восприятия
моно-но-аварэ
уступает место концепции мистического пости-
жения глубинного смысла явлений
югэн
. Средневековые поэты отходят от
культа изощренной риторики, следуя одному из важнейших постулатов
дзэн-буддизма
«истина − вне слов», особое значение приобретает эмо-
циональный подтекст.
Фудзивара Киёсукэ
Омоияру
Кокоро мо судзуси
Хикобоси но
Цума мацу ёи но
Ама но кавакадзэ
Пронизывает холодом осенним
Бесстрастный ветер на Реке Небес
Влюбленные сердца,
Когда в вечернем небе
К жене в тоске стремится Волопас…
思ひやる心も凉し彦ぼしのつままつ宵のあまのかはかぜ
В песнях звучат мотивы грез, томительного ожидания, выраженные на
языке символов. «Кавакадзэ» («ветер на реке») традиционно связан с образом
щемящей тоски, и акцент на нем вызывает чувство одиночества. Слово «ёи»
(«вечер») ассоциируется с грустными раздумьями и «коленцем тростника»
(«ё») — образом быстротечности времени.
Закрепившиеся в поэзии с эпохи Хэйан образы, связанные с легендой
о Танабата, благодаря использованию метафор, иносказаний и сравне-
ний, получили новое толкование в лирике, основанной на эстетике
югэн
,
а сама легенда продолжала жить в песнях, сложенных средневековыми
поэтами.
1
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Российского гума-
нитарного научного фонда. Проект «Писатели и поэты Японии: современность и тра-
диция» № 13–04–00008.
1...,383,384,385,386,387,388,389,390,391,392 394,395,396,397,398,399,400,401,402,403,...436
Powered by FlippingBook