Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 43

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
41
В докладе будут рассмотрены особенности и функции поддерживающей
дипломатии, вопросы влияния данной дипломатии на социальную и куль-
турную сферы, а также ее преимущества. Данная дипломатия направлена на
установление и укрепление сотрудничества между странами на международ-
ной арене, однако она сосредоточена не на политической или экономической,
а на духовной и морально-нравственной сфере, а потому не ограничивается
никакими географическими или расовыми рамками и не вмешивается в поли-
тическую жизнь других государств.
С. Б. Андреев (Прага, Чехия)
Типы государственного и общественного управления
в афганском обществе
Развитие афганской национальной государственности, начиная с ее
институционального становления, пришедшегося на годы второго правления
эмира Доста Мухаммада Хана (1842–1863 гг.), отмечается колебаниями между
сознательным трайбализмом и попытками достичь более широкого участия
различных этнических групп в государственной жизни.
Основной задачей афганского государства (за примечательными краткосроч-
нымиисключениями во времена правления самозваного эмираХабибуллыв 1929 г.
и при политическом доминировании северян непаштунов в 1992–1996 гг.) было
умиротворение паштунских племен и обеспечение их лояльности. Эта политика
была обусловлена представлением паштунов об Афганистане как о коллективной
собственности именно паштунского этноса. Для достижения и последующего
сохранения этого положения паштуныспособнывыступать в качестве агента госу-
дарства; в тоже время племенная организация паштунского этноса определяет его
антигосударственнуюдеятельность, направленнуюна сохранение традиционного
племенного самоуправления. И государственная, и антигосударственная деятель-
ность паштунов легитимируется исламской риторикой и практикой.
В стабильные времена северные непаштуны, имеющие традиции чинги-
зидской системы государственного управления и насильственно включенные
в афганское государство в ХІХ в., защищают свои групповые интересы на
региональном уровне (включение непаштунских интересов в общеафганский
дискурс является модерным явлением), а при нестабильности возвращаются
к чингизидской модели небольших квазигосударственных образований, враж-
дующих со всеми соседями или заключающих с ними тактические союзы.
В современных реалиях этот феномен описывается как господство полевых
командиров (
warlordism
).
Несмотря на чувство пан-афганской общности, охватывающее все этниче-
ские группы страны, вопрос о создании в Афганистане национального государ-
ства или, по крайней мере, о его устойчивости следует считать открытым.
1...,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42 44,45,46,47,48,49,50,51,52,53,...436
Powered by FlippingBook