Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 45

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
43
П. В. Башарин (РГГУ, Москва)
Святой и лев в суфийской агиографии
Бестиарий традиционно играет важную роль в суфийской агиографической
литературе. Большинство образов и историй, связанных с животными, заимство-
валисьмусульманами из литературыи устных преданий народов, исповедовавших
христианство, буддизм, зороастризм, как попавших в состав халифата, так и на
пограничье. Наибольший массив преданий этого рода связан с образом льва, при-
служивающего святому (
вали
). Сложность установления времени и источника
заимствования связана с тем, что данный мотив характерен для ряда удаленных
друг от друга территорий мусульманского мира. Наиболее часто «львиные»
сюжеты фиксируются в Северной Африке, Хорасане, Мавераннахре, Анатолии.
Ранее всего этот мотив должен был появиться в Северной Африке. К этому
региону относятся самые ранние его фиксации задолго до появления ислама. У
Авла Гелия зафиксирована история беглого рабаАндрокла, встретившего вЛивий-
ской пустыне льва и вынувшего занозу из его лапы. Благодарный лев стал прислу-
живать ему. Позже в регионе было распространено много легенд о христианских
монахах, кротость которых позволяла приручать львов. Этот мотив становится
специфическим чудом (
карама
) в африканском суфизме у кадиритов и хедавитов.
Марабуты, как правило, ведут уединенный образ, а лев им прислуживает.
В Хорасане и Мавераннахре также присутствует и мотив прислуживания
льва святому: Абу Са‘идМайхани, Абу-л-Хасан ал-Харакани. В том же регионе
проявляется и другой мотив. Суфий верхом на льве погоняет его змеей, вместо
плети: Абу Йазид ал-Бистами, ал-Халладж, Ахмад-и Джам, местные святые
в Анатолии. Изредка, в проалидских кругах, лев становится культовым сим-
волом целого братства (бекташи, алевиты).
Власть надо львом настолько срастается с каноном суфийского жития, что
становится традиционным маркером святости. Это приводит к тому, что уже
в новое время в Магрибе она воспринимается как ключевой признак наличия
способности к чудотворству (
карамат
). Например, жизнеописание героя анти-
колониальной борьбы, ‘Абд ал-Кадира ал-Джаза’ири, считающегося святым,
практически лишено описаний чудес, а главным признаком его святости явля-
ется наличие прислуживавшего ему льва.
В. С. Бойко (АлтГПА, Барнаул)
Афганистика Великобритании в XX — первое десятилетие
XXI вв.: научно-организационные, концептуальные
и проблемно-тематические аспекты
Афганистика зародилась в Великобритании, что было обусловлено потребно-
стями укрепления рубежей Британской империи. Первые работы такого профиля
1...,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44 46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,...436
Powered by FlippingBook