Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 52

Секция II
50
Н. В. Казурова (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Образ Афганистана в иранском кинематографе:
традиция межкультурного взаимодействия
Сегодня афганская проблематика прочно вошла в авторский иранский кине-
матограф и оказывает существенное влияние на его эстетическую и тематиче-
скую составляющие. Иранские фильмы об Афганистане можно разделить на две
группы. Первая представлена кинолентами об афганцах, снятыми в Исламской
республике Афганистан и на приграничных территориях Ирана. Режиссеры этих
кинокартин призывают мировуюобщественность обратить внимание на бедствен-
ное положение афганского народа. Зачастуюименно благодаря иранскимфильмам
иностранцыузнают о нравах и обычаях афганцев в период политического диктата
режима Талибан, равно как и после его падения. Однако оценка жизни афганского
общества в этих фильмах представлена на основе политических, культурных
и социально-экономических реалий Исламской Республики Иран.
В иранских фильмах об Афганистане—«Кандагар» и «Афганский алфавит»
М. Махмальбафа, «Бродячие собаки» М. Мешкини, «В пять часов пополудни»
С. Махмальбаф и «Будда рухнул со стыда» Х. Махмальбаф— прослеживаются
общие для сюжетов тенденции стилистического и тематического воплощения
замыслов режиссеров: война, сиротство, особенности гендерной асимметрии
афганского общества. Сразу после свержения режима Талибан в 2001 г. кинема-
тографический дискурс и до некоторой степенимнение мировой общественности
об Афганистане основывались на фильмах, созданных иранцами или при их
участии. Нашумевший фильм «Усама» афганского режиссера Сиддика Бармака,
призванный реанимировать афганский кинематограф после десятилетий забве-
ния и полностью снятый в Кабуле, был также сделан при иранской поддержке.
Вторая группа фильмов рассказывает об афганских беженцах, проживаю-
щих на территории ИРИ. Такие ленты обращают особое внимание на проблемы
этноконфессионального и социально-экономического характера, возникающие
между гражданами государства и афганскими эмигрантами.
В. Крюкова (МАЭ РАН, С.-Петербург)
Ритуальное пространство в авестийском Видевдате
как отражение древнеиранской картины мира
Авестийский Видевдат, посвященный в основном вопросам ритуальной
чистоты, содержит ряд описаний, имеющих отношение к зороастрийскому
пониманию сакрального пространства. Вероятно, в связи с идеей выделения
сакрального пространства — как ради исполнения конкретного ритуала,
так и для обозначения всего зороастрийского мира — в качестве начальных
разделов-
фрагардов
компиляторами Видевдата были выбраны тексты, посвя-
1...,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51 53,54,55,56,57,58,59,60,61,62,...436
Powered by FlippingBook