Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 53

Источниковедение и историография Афганистана и Ирана
51
щенные землям и земле: первый
фрагард
перечисляет зороастрийские страны,
второй
фрагард
повествует о Йиме, который формирует сакральное арийское
пространство — сначала в три приема умножает населенный праведными
созданиями мир по горизонтали, затем строит трехчастную крепость-модель
мира по вертикали (ср. Видевдат 14.4). Третий
фрагард
, казалось бы, пере-
ходит к практическим вопросам ритуалистики, однако и он содержит идею
расширения пространства (уместно вспомнить, что и сама мифическая пра-
родина иранцев, Арйанам Ваеджа, — это «ариев распространение»), которое
обусловлено распространением маздаяснийской веры (Видевдат 3.30–31).
Помимо мифологической составляющей, Видевдат предписывает и кон-
кретное решение ритуального пространства. В основном такие указания свя-
заны не с определением сакрального пространства, а с исключением из него
оскверненного участка. Вместе с тем, пространство, земля служат здесь лишь
одним из аспектов общей картины, — ее другими составляющим оказываются
«праведные мужи», вода, растение и огонь — то есть те условия и элементы,
которыми маркируется иранская модель ритуально чистого мира.
Р. М. Мамедова (Институт Рукописей НАНА, Баку)
Тазкире «
Рийаз аш-шу‘ара
» Валеха Дагестани о походе
Надир-шаха в Индию
Тазкире
о персоязычных поэтах «
Рийаз аш-шу’ара
» было написано ‘Али
Кули-ханом Валехом Дагестани (1712–1756) в 1748 г. в Индии. Его перу также
принадлежит
диван
на персидском и азербайджанском языках. Во время афган-
ского нашествия в 1722 г. автор находился в осажденном Исфахане, затем неко-
торое время служил у шаха Тахмаспа II (1730–1732), а позже из-за несчастной
любви эмигрировал в Индию. Эта печальная история о любви легла в основу
поэмы-
маснави
«Валех и Султан», написанной индийским поэтом Факиром
Дехлеви. В Индии автор достиг высокого положения при могольском дворе.
Предметом данного исследования является отрывок из рассматриваемого
тазкире
о ходе Карнальского сражения (1739) во время похода Надир-шаха
в Индию, опубликованный в сборнике «Сохан» (№ 6, 7, 1331 г. ш., с. 692–702)
по списку из
Китабхане-йе Малек
в Тегеране. Ценность данного отрывка
состоит в том, что здесь освещается роль Са‘адат-хана Бурхан ал-Мулка, до
сих пор вызывающая споры среди историков.
Бурхан ал-Мулк Бахадур-хан Мусави происходил из сейидов Нишапура.
Переехав в Индию во время правления Бахадур-шаха (1707–1712), он достиг
высокого положения при могольском дворе. Известны его стихи, написанные
под псевдонимом Амин. Причину поражения индийской армии в битве при
Карнале Валехом Дагестани видит в интригах, возникших между могольскими
командующими и придворными. Бурхан ал-Мулк, возглавлявший один из
1...,43,44,45,46,47,48,49,50,51,52 54,55,56,57,58,59,60,61,62,63,...436
Powered by FlippingBook