Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 58

Секция II
56
сведены на нет благодаря решительным действиям В. А. Косаговского, кото-
рый, несмотря на свой достаточно прямой и твердый характер, умел в нужный
момент проявить и незаурядные дипломатические способности.
Ограниченность задач, стоявших перед В. А. Косаговским в этот период,
заставляет его в тексте «Дневника» периодически возвращаться к одним и тем
же событиям, что ставит записки за 1895 г. в менее выгодное положение,
например, в сравнении с записями за 1896 г. — год гораздо более насыщенный
событиями. При этом, «Дневник» за 1895 г., безусловно, должен учитываться
в качестве одного из первичных источников как при реконструкции биогра-
фии его автора, так и, в большей степени, при написании истории Персидской
казачьей бригады.
М. С. Пелевин (ВФ СПбГУ)
Понятие «родина» у афганцев накануне образования
государственности
Произведения хатакских вождей Хушхал-хана (ум. в 1689 г.) и Афзал-хана
(ум. в 1740/41 г.) ясно показывают, что на рубеже XVII–XVIII вв. в нацио-
нальном самосознании афганцев взаимодействовали три уровня — клановый,
племенной и общенациональный. Клановый уровень доминировал у рядовых
паштунов. У вождей клановое сознание регулярно поднималось до уровня
племенного, что диктовалось социальным статусом и административно-
политическими функциями его носителей. Элементы общенационального
сознания проявляются в текстах Хушхала и Афзала спорадически; как правило,
они связаны с идеологией неписаного кодекса чести
паштунвали
.
Преобладание кланового и племенного сознания над общенациональным
хорошо отражено в восприятии понятия «родина». Родиной для Хушхала
и Афзала являются только племенные земли хатаков, о чем прямо говорится
в текстах, где определяется географическое расположение хатакских терри-
торий. Владение племенными землями обозначается однокоренным словом
таваттун
. Применительно к хатакским землям слово
ватан
употребляется
в самых разных контекстах. Оно может иметь нейтральное географическое,
политическое и социально-правовое значение, близкое к понятию пле-
менной земельной собственности, но также и аффективное, соединенное
с эмоциональным отношением к историческому местожительству родовой
группы и противопоставленное понятию «чужбина». Афзал пользуется также
производным словом
ватандари
в значении «управление подвластными
землями».
Тексты произведений Хушхала и Афзала позволяют утверждать, что на
рубеже XVII–XVIII вв. слово «родина» прочно утвердилось в языке паштун-
ских племенных вождей как емкое социально-политическое понятие, в основе
1...,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57 59,60,61,62,63,64,65,66,67,68,...436
Powered by FlippingBook