Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 73

Источниковедение и историография Турции
71
Ю. А. Аверьянов (ИВ РАН, Москва)
Пир Султан Абдал и суфийская
традиция Малой Азии
Один из крупнейших суфийских поэтов Турции Пир Султан Абдал родился
в начале XVI в. в селении Баназ близ города Сивас. Он принадлежал к числу
так называемых «хорасанских эренов» (посвященных в хорасанскую мисти-
ческую традицию).
Биография Пир Султана известна только по народным преданиям, офици-
альные источники о нем не упоминают, так как он являлся духовным вождем
еретического течения кызылбашей, подвергавшегося в Османском государ-
стве преследованиям. В детстве ему явился святой Хаджи Бекташ с чашей
вина в одной руке и яблоком в другой. После этого в юноше, опьяненном
«вином любви», открылся поэтический дар. Некоторое время Пир Султан,
по-видимому, возглавлял повстанческие отряды кызылбашей в провинции
Сивас, затем был схвачен наместником Хызыр-пашой (своим бывшим мюри-
дом) и приговорен к повешению (ок. 1588 г.). Место его казни (Дар-агаджы)
в Сивасе до сих пор почитается его последователями (считается, что в момент
казни тело его исчезло с виселицы; в дальнейшем многие видели его вос-
кресшим).
Источниками для изучения жизни и учения Пир Султана Абдала служат,
в первую очередь, сборники его собственных творений: 105 стихотворений
были впервые опубликованы С. Н. Эргуном в 1929 г. Духовные гимны Пир
Султана Абдала стали неотъемлемой частью ритуальных собраний секты
але-
витов
(
айин-и джем
) и сохранялись в устной традиции почти без изменений
на протяжении 400 лет.
Пир Султан Абдал признавал непогрешимость 12 шиитских имамов
и гордился своей принадлежностью к «красноголовым» (шиитам): «Мы
облачаемся в красное одеяние; мы прислушиваемся к [духовным] состоя-
ниям». Стихотворения Пир Султана пронизаны суфийской символикой,
окрашенной в шиитские тона. Образ идеального мученика (
шахид
) постоянно
возникает перед его мысленным взором. Среди суфиев примером для Пир
Султана служит аль-Халладж. Страдание возвышает человека и приближает
его к Создателю. Вера в обожествленного имама Али (которого Пир Султан
называет «мой желтоглазый наставник») позволяет суфию видеть его про-
явления во всем окружающем его мире. Горы, птицы, розы, реки, пчелы
взывают к Нему.
Суфийские радения (
самах
) — это повторение райского архетипа (собра-
ние Сорока святых) и кратчайший путь в рай. Однако некоторых (в частности
сторонников левых идей) в учении Пир Султана привлекали его анархические
высказывания и призывы к свержению падишаха.
1...,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72 74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,...436
Powered by FlippingBook