Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 79

Источниковедение и историография Турции
77
жуазии. Соединение представителей национального капитала и бюрократии
в рамках Делового банка породило мощную сферу влияния. Используя свои
связи, акционеры банка сколотили огромные состояния. Доклад посвящен этому
мало изученному вопросу в истории создания и развития Делового банка.
К. А. Жуков (ВФ СПбГУ)
Frederick Millingen, он же — Осман-Сейфи-бей Кыбрыслы-
заде, он же — Владимир Андреевич Осман-бей (1836–1901?)
Русскому читателю Осман-бей известен как один из персонажей романа
У. Эко «Пражское кладбище», а также по словарной статье
Андреевич
в:
А. Н. Кононов. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов.
Дооктябрьский период. М., 1989. Доклад—это попытка оценить вклад Осман-
бея в ориенталистику в годы его пребывания в России (1873–1882).
В русской литературе его имя принято воспроизводить на немецкий манер:
Миллинген, хотя его отцом был англичанин-протестант Джулиус Миллин-
джен — дворцовый медик османских султанов. Матерью Фредерика была
константинопольская католичка франко-греко-армянского происхождения
Мария Дежан (Мелек-ханым), после развода сочетавшаяся вторым браком
с Мехмед-Эмин-пашой Кыбрыслы, с 1854 по 1861 г. трижды занимавшим пост
великого везира. В России научная и публицистическая деятельность Осман-
бея сосредоточилась на шести направлениях:
1. Женский вопрос. Книга «Женщины в Турции. Очерки турецких нравов»
(СПб., 1873) выходила затем на французском и немецком языках. В 1874 г.
появился русский перевод мемуаров матери Осман-бея (фактически он являлся
ее соавтором). Эти сочинения ставят его в ряд основоположников гендерных
исследований в востоковедении.
2. Еврейский вопрос. Брошюра «Покорение мира евреями» (СПб., 1874)
была издана также на греческом, французском, немецком, английском и ита-
льянском языках. Одно из первых подобных сочинений в жанре конспирологии.
Теория заговора получила развитие в книге Осман-бея: Révélations sur l’assasinat
d’Alexandre II. Genève, 1886.
3. Ислам. Статьи в «Русском вестнике» 1874 г. были изданы в расширенном
виде: Les imams et les derviches. Pratiques, superstitions et mœurs des turcs. Paris,
1881. Использованы материалы о дервишах и восточном мистицизме Д. Брауна,
а также собственные наблюдения, в частности, опыт общения с дервишами
Мевлеви в Конье в 1853 г.
4. Ориентализм. «Турецкие анекдоты», опубликованные в газете «Москов-
ские ведомости» в декабре 1874 г., —серия из пяти историй, характеризующих
«образ мыслей нации в известную эпоху».
5. Статья в «Русском вестнике» 1874 г. о престолонаследии в Турции.
1...,69,70,71,72,73,74,75,76,77,78 80,81,82,83,84,85,86,87,88,89,...436
Powered by FlippingBook