Локальное наследие и глобальная перспектива. 24-29 апреля 2014 г. - page 98

Секция V
96
пользуется мазар
Кадамгах
(г. Нишапур), также приписываемый традицией
эпизоду переселения имама Ризы из Медины в Хорасан. Большим почетом
пользуется и 
мазар
племянников имама (в окрестностях Мешхеда). Струк-
тура, обрядность, легенды данных мазаров во многом схожи с паломнической
практикой Центральной Азии, что говорит об общих корнях данной традиции
в различных областях мусульманского мира.
С. Т. Бекмурадов (ИВ АН РУз, Ташкент)
Ал-Мулхакат би-с-Сурах
«
Ал-Мулхакат би-с-Сурах
» («Добавление к словарю Сурах») — исто-
рическое сочинение, написанное в Центральный Азии в XIII–XIV вв.,
автором которого является Абу-л-Фазл б. Мухаммед, более известный под
именем Джамал ал-Карши. Автор в 681/1282 г. перевел на персидский язык
арабский словарь ал-Джаухари и в самом начале XIV в. написал к нему на
арабском языке «Прибавления» («Мулхакат»). В данных «Прибавлениях»
нашли свое отражение сведения о некоторых среднеазиатских династиях,
шейхах и ученых, пользовавшихся известностью в Центральной Азии,
а также ценные исторические и хронологические данные. Кроме того,
сведения о жизнедеятельности шейхов — современников автора позволяют
получить представление о научной, а самой главное о социальной жизни
народа той эпохи. Сочинение было написано в Кашгаре по желанию главы
местного духовенства, совершенно независимо от монгольского двора
около 1301 г.
В настоящее время в фонде рукописей ИВР РАН (СПб) хранятся два списка
«Прибавлений», найденные соответственно в 1897 и 1902 гг. (инв. № В-514
(430а) и № С286 (430b)). В 2005 г. был найден третий список «Прибавлений»
в городе Касансай Наманганской области Республики Узбекистан. Данный
список, был назван по месту его обнаружения «Наманганским». Четвертый
список обнаружен нами в городе Андижан в Узбекистане в 2009 г.
В результате сравнения трех списков (№ В-514 (430а), «Андижанский»
и «Наманганский») нами было выявлено, что среди них самым древним явля-
ется «Наманганский» список (переписан в 1043/1633–34 г.),
колофон
которого
дает нам еще и информацию об авторе произведения. Однако некоторые недо-
статки в тексте, хронологии и топонимах «Наманганского» списка позволяют
восполнить их по спискам№В-514 (переписан в 1066/1656 г.) и№С286 (пере-
писан в 1247/1831 г.). «Андижанский» (переписан в 1285/1868–69 г.) список
практически не имеет дефектов и во многом дополняет другие списки.
Таким образом, на сегодня нам доступны 4 списка сочинения, позволяющие
осуществить подготовку критического текста с комментариями (подобная
работа не была осуществлена до настоящего времени).
1...,88,89,90,91,92,93,94,95,96,97 99,100,101,102,103,104,105,106,107,108,...436
Powered by FlippingBook