Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 177

Источниковедение и историография Китая
175
больше внимания традиционно уделяется предшествующему сунскому пери-
оду (XI–XIII вв.) — эпохе появления неоконфуцианства — и последующему
минскому периоду (XIV–XVII вв.) —расцвету направления «школы сердца-со-
знания» (
синьсюэ
). Юаньский период воспринимается скорее, как исторически
краткая переходная эпоха.
Вместе с тем подобный взгляд на конфуцианское учение данной эпохи не
вполне соответствует действительности. Дело не только в том, что в 1313 г.
неоконфуцианство в версии Чжу Си было утверждено в качестве стандарта для
сдачи государственных экзаменов, и этот факт во многом предопределил раз-
витие конфуцианской мысли и доминирование неоконфуцианской идеологии
вплоть до Синьхайской революции 1911 г., но и в оригинальности и значимости
философского и доктринального наследия конфуцианских авторов эпохиЮань.
Два выдающихся наставника той эпохи Сюй Хэн (1209–1281) и У Чэн
(1249–1333) принимали активное участие не только в создании официальной
«школы принципов» (
лисюэ
), но и в политической жизни этого неспокойного
времени, в реставрации дворцовых ритуалов, в создании эталона конфуциан-
ского образования. Кроме того, эпоха Юань — это период активного и твор-
ческого развития конфуцианской комментаторской традиции, разработки
новых способов комментирования корпуса канонических текстов и шлифовки
нюансов классических подходов к изучению древних письменных памятников,
таких, например, как «пофразовый комментарий» (
чжуцзюй
).
Настоящий доклад посвящен особенностям комментирования конфуци-
анских канонов в период правления монгольской династии. Особое внимание
уделяется творчеству выдающегося ученого-каноноведа и самобытного ком-
ментатора конфуцианских и даосских текстов У Чэна. Детально разбираются
исследовательские методы характерные для его экзегетического наследия.
Также освещается история и особенности подхода к изучению канона в основ-
ных комментаторских школах конца XIII — первой половины XIV вв.
Рысакова П. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
«Купеческие книги» (
шанжэньшу
) и «повседневные
энциклопедии» (
жиюнлэйшу
) как учебные пособия
в позднеимператорском Китае
Развитие системы образования в китайском обществе в позднеимператор-
ский период XVI–XVIII вв. было отмечено отчетливой тенденцией—все более
явной ориентацией на подготовку учащихся к практической профессиональ-
ной деятельности. При сохранении традиционных форм функционирования
образования — системы государственных школ и экзаменов на замещение
чиновничьей должности, опиравшийся идеологически на учение неокон-
1...,167,168,169,170,171,172,173,174,175,176 178,179,180,181,182,183,184,185,186,187,...562
Powered by FlippingBook