Азия и Африка в меняющемся мире. XXVIII Международная научная конференция 22-24 апреля 2015 г. - page 519

Таран А. Я. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург)
Особенности образной системы
классической санскритской поэзии (на материале
антологии Видьякары «Субхашитаратнакоша»)
Одним из элементов классической индийской поэтики было перечисление
требований к читателю, с тем чтобы он был в состоянии понять смысл поэтиче-
ского произведения. Задача еще более усложняется, когда речь идет о читателе,
который знакомится с этой поэзией в переводе. Читатель, не знакомый с индий-
скимкультурно-поэтическимконтекстом, может прочитать перевод санскритского
стихотворения, но язык последнего все равно останется для него иностранным.
Индийское классическое стихотворение похоже на математическую задачу
больше, чемна поэзию, привычнуюевропейскому восприятию. Утакого стихотво-
рения всегда есть единственное «решение», а наслаждение от поэзии состоит в том,
чтобы такое решение отыскать. Поскольку у стихотворения одно «правильное»
решение, то личная, порой произвольная трактовка этой поэзии бессмысленна.
Чтобы понимать индийскую поэзию, нужно обладать знанием индийских
реалий и культурного контекста. В любой поэзии семантика слов расширяется за
счет художественных средств выражения, но в индийской классической поэзии
язык обретает дополнительный, неожиданный для постороннего читателя
семантический «ярус». Так, «худой» означает «разлуку», «белый» — «смех»,
«слон» — «лучший», а «лотос» — самый знатный хамелеон — может выпол-
нять самую неожиданнуюфункцию в стихе, вплоть до обстоятельства времени.
По своей организации индийский поэтический канон подобен языковой
системе, где один слой не существует в отрыве от другого. Нам удалось уста-
новить, насколько тесно связан лексический фонд канона с его структурной
организацией. При этом минимальной значимой единицей индийской класси-
ческой образной системы является цепочка образов.
Мы рассматривали систему классического индийского поэтического канона,
опираясь на лирические стихи из антологии Видьякары, которая не является
собранием одного автора, но представляет собой синхроническую панораму
поэтического творчества, сложившуюся к XII веку.
Тарасевич Е. А. (НИУ БелГУ, Белгород)
Реакционный модернизм в политической и религиозной
мысли Ближнего Востока
1918 год стал отправной точкой, с которой начинается совершенно новая
глава в истории Ближнего Востока. Поражение Тройственного союза, в который
входила и Османская империя, привел к крушению «Последнего Халифата».
Школа молодого востоковеда — 2015
517
1...,509,510,511,512,513,514,515,516,517,518 520,521,522,523,524,525,526,527,528,529,...562
Powered by FlippingBook