Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Китая Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 121 предшествовавшего развития т. н. западной цивилизации. Не без влияния христианства на определенном этапе «Средневековья Запад стал выходить за пределы, в которых развивалось традиционалистское общество», что «сдела- лось возможным благодаря развитию культуры индивидуалистического типа и в свою очередь способствовало ее утверждению» 1 . В Китае х ристианство начало приникать с 80-х годов позапрошлого столетия. Сунь Ятсен говорил , что истоки модернизация Китая неотделимы от проникновения в страну христианских ценностей: «Западная культура и знания, распространяемые миссионерами, в значительной степени сформировали основу для победы революции» 2 . Вообще история влияния миссионеров рассматривается как один из существенных факторов воздействия западной культуры на Китай 3 . Христианские общины нынче присутствуют в Китае, но в результате госу- дарственной политики у системы религиозных объединений в стране отсут- ствует иерархическая вертикаль взаимоотношений, а также провозглашены т. н. «три самостоятельности» для последователей западной религии, суть которых — «отказ от западных традиций в церкви, построение подходящих для Китая систем, правил и обрядов» («это вопрос не о том, кто пойдет про- поведовать, а о том, что проповедовать», ибо «в самостоятельной проповеди необходимо отказаться от западного богословия, создать собственную бого- словскую систему») 4 . Все это, представляется, выхолащивает суть христиан- ства. Значительно более чем миллиардному населению многоукладного Китая весьма присущи синкретизм и многокультурность, но традиционализм жив не только в крестьянской среде. В определенной ситуации он может «втор- гаться» в социально-психологическое состояние, поведенческую психику представителей иных слоев, в том числе и являющихся, казалось бы, уже «новыми» китайцами, когда западные ценности, представляется, усвоены, освоены, стали «своими», но остаются элементы исторической памяти, еще не изжитые полностью, подспудно остающиеся также «своими» в силу (родовой?) привычности. В купе с бэкграундом китайской модернизации это вносит некий скепсис в оценку нынешних потрясающих экономических и социальных достижений страны. 1 Гуревич А. Я . Индивид. Статья для возможного в будущем «Толкового словаря средневековой культуры» // От мифов к литературе. Сб. в честь семидесятилетия Е. М. Мелетинского. М. 1993. ( https://sites.google.com/site/lubitelkultury/Home-5–6) . 2 Священник Петр Иванов. Сунь Ятсен и христианство // Революция и реформы в Китае новейшего времени: поиск парадигмы развития. М., 2004. С. 52. 3 Huges E. R.  The Invasion of China by the Western World. N. Y. 1968. P. 53 (см. также: А. В. Ломанов Христианство в Китае: История культурной адаптации. М., 1999. С. 3). 4 Афонина Л. А . Государственная политика КНР в сфере религии в период реформ (1978–2005). Автореф. на соискание уч. степени к. и. н. ИДВ РАН. М., 2016. С. 39.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=