Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIV 128 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 строения в Китае. Более полувека назад 14 февраля 1950 года был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и Китаем. Сразу же вслед за этим были определены 156 ключевых промышленных объектов, помощь в строительстве которых оказывал Советский Союз. Чанчуньский автомобильный завод был одним из них. 26 января 1951 года Центральный финансово-экономический комитет КНР постановил: в 1951 году начать про- ектирование, в 1953 году перейти к строительству, а в 1957 году запустить производство грузовиков модели ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны. Годовой выпуск автомобилей должен был составить 30000 штук 1 . 13 ноября 1951 г. было подписано соглашение о проектировании автозавода между Министерством тяжелой промышленности КНР иМинистерством автомобильной и тракторной промышленности СССР 2 . 9 июня 1953 года председатель Центрального народного правительства КНР Мао Цзэдун подписал распоряжение об ускоренном трехлетнем строительстве Чанчуньского автозавода 3 . Спустя 3 года, 13 июля 1956 года первый китай- ский грузовик «Цзефан» («Освобождение») сошел с конвейера, а 15 октября 1956 года, в КНР был официально открыт «Автомобильный завод № 1». План по выпуску первых автомобилей в 1956 году был выполнен. Так китайская автомобильная промышленность успешно сделала свой первый шаг. Объем работ был так велик, что к строительству первого автозавода было привлечено 26 советских проектных организаций 4 и около 200 советских заводов и фабрик 5 . Специалисты из СССР участвовали во всем процессе стро- ительства автозавода. Были выбраны площадки для завода, спроектированы все объекты, переданы советские производственные технологии, современное оборудование и т. д. В командировку в КНР были отправлены около 200 высо- коквалифицированных специалистов Московского автозавода имени Сталина. Параллельно более 500 китайских товарищей прошли годичную стажировку на МосЗиСе и других автозаводах СССР. Хочется отметить, что среди этих китайских специалистов были и будущие руководители Китайской Народной Республики – Цзян Цзэминь (председатель КНР с 1993 по 2003 год) и Ли Ланьцин (первый вице-премьер КНР с 1998 по 2003 год). Помимо строитель- ства автозавода в Чанчуне, остальные из 156 объектов, спроектированных 1 《第一汽车制造厂志 (1950–1986) 》第一卷下册。 (Записки о развитии Первого автозавода (1950-1986 гг.). Чанчунь, 1991. Т. 1. Ч. 2. 422 с.). С. 348–349. 2 Там же. С. 349-351. 3 张逢时:《历史的壮举》//《一汽创建发展历程》。北京,中国文史出版 社, 2007 年。 44–45 。 (Чжан Фэнши. Исторический подвиг // Создание и развитие Первого автозавода. Пекин: Чжунго вэньши чубаньшэ, 2007). С. 44-45. 4 Записки о развитии Первого автозавода. С. 102. 5 陈祖涛。 Чэнь Цзутао (устное изложение). URL: http://auto.ifeng.com/topic/Chenzt (дата обращения: 15.01.2016).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=