Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 154 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 и расовые конфликты. В первой части рассматриваются недостатки существу- ющего мира, а далее предлагаются рецепты их исправления; все это служит раскрытию понятия идеального мира и истинного предназначения человека. Согласно Нобуя Хамада, главное предназначение человека — пережи- вание счастья. Соответственно, идеальный мир — это такая политическая, социальная и экономическая система, которая позволяет всему человечеству и каждому отдельному человеку наслаждаться наибольшим количеством счас­ тья. В материальном измерении счастье есть удовлетворение бесчисленных страстей и желаний, большинство из которых связано с собственностью. Однако в третьей части трактата счастье и человеческий прогресс связыва- лись им с моральной необходимостью, а важнейшей разновидностью сча- стья называлась реализация предназначения человека — это счастье творить 1 . Нобуя Хамада разделял существовавшее в его время разделение на высшие и низшие расы, связывая их со степенью цивилизованности. Вершиной циви- лизационного развития признается Западная Европа. Среди методов цивили- зования выделяется то, что он именовал «инвестированием», но использовал этот термин в специфическом значении. Это добровольные вложения развитых наций в развитие материальной инфраструктуры отсталых стран и областей, не предполагающее прибыли. Это создает предпосылки для устранения причин войны — ограничение суверенных прав наций, отмена понятия гражданства, принятие принципов открытых дверей и свободной торговли и отмена расовых предрассудков. Это парадоксально сочеталось с неприятием смешанных браков, но по биологи- ческим причинам—для сохранения многообразия человечества. Здесь харак- терна эмоциональная позиция при описании мер для охраны флоры и фауны: исчезновение многих видов животных и птиц лишает удовольствия человека, то есть сокращает доступные ему виды счастья. Трактат интересен в первую очередь множеством параллелей или даже прямой перекличкой с «Книгой о Великом единении» ( 大同書 ) Кан Ю-вэя ( 康 有为 , 1858–1927). Оба проекта основаны на антропологии Мэн-цзы, в рамках которой человеческая природа признается благой. Исходя из этого, главной и единственной целью существования общества и государства является при- несение радости каждому отдельному человеку и всему человечеству в целом. Конкретные методы достижения всеобщего счастья чрезвычайно различны. Кан Ю-вэй действовал как утилитарист, исходя из тезиса, что человек в первую оче- редь стремится удовлетворить биологические потребности и инстинкты, которые подвергаются коррекции с течением общественной эволюции, которая совпадает с эволюцией биологической. Нобуя Хамада настроен несравненно более идеали- стически, в его понимании счастье — это реализация творческой потребности, поскольку такая деятельность реализует истинную природу человека. 1 An Ideal World… P. 131–132.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=