Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 170 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 сакральных ценностей (особенно явно это в буддизме); как правило, лишь внутри центрального круга появляются антропоморфные объекты с более конкретной семантикой» 1 . Мандалы принято рассматривать как источник по истории религий, реже —космологических представлений. Однако в мировом японоведении наметилось направление изучения пейзажных и паломнических мандал как источников по истории пространственных представлений и кар- тографии. Наше исследование можно рассматривать в рамках этого формиру- ющегося направления. В японском изобразительном каноне мандалы обнаруживается ряд осо- бенностей, вероятно, связанных с островным пространственным мышлением, а также со сложным многосоставным японским религиозным комплексом, который практически изначально представлял собой соединение различных ритуальных концепций, как автохтонных (анимизм, тотемизм, шаманизм), так и материковых (Инь-Ян, даосизм, конфуцианство, буддизм). В японской религиозной традиции существуют разные тип мандал: «пейзаж сакрального места» ( рэйити кэйкан ), «портрет почитаемого божества» ( хондзон дзо ), «паломническая мандала» ( санкэй мандала ) и др. Наше исследование посвящено анализу мандалы типа мондоко хондзондзо («изображение исконно-почитаемых для чтений и диспутов») XIV века «Кобо дайси и два божества Ниу и Коя». Рассматриваемый свиток—редкое изображе- ние, соединившее два типа мандал, пейзажную и портретную. Две пейзажные мандалы, расположенные в верхней и нижней частях свитка, представляют собой планы-карты буддийского храма Коя Оку-но ин и синтоистского свя- тилища Ама-но ся. В центре свитка представлена почитаемая триада — Кобо дайси (Кукай) и два божества горы Коя. Размещение буддийского храма наверху, а синтоистского святилища внизу свитка означает не только расположение на пространственной шкале сакраль- ности, но и фактическое расположение религиозных объектов на местности. Подобная привязка мифических и легендарных событий, явлений и объектов к реальной топографии архипелага была характерна для пространственных представлений японцев в древности и в средневековье. Знаменательно, что для изображения выбран не главный буддийский храм школы Сингон Конгобу- дзи, а внутренний храм Оку-но ин, в котором, как полагают адепты школы, и сегодня пребывает Кукай в состоянии самадхи . В синтоистском святилище почитаются изображенные на свитке божества горы Коя – Ниуцухимэ-но-ми- кото и Кариба-но микото. Со времени появления буддизма на японских островах одним из наиболее распространенных видов изображения будд и бодхисаттв была форма триады. Форма сохраняется и в последующие периоды, но содержание триады меня- 1 Топоров В. И. Мандала // Мифы народов мира. М.: Советская Энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 100–102.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=