Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 260 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Биньяванга Вайнайна; художники — Уче Океке, Йинка Шонибаре; скульптор Эль Анацуи и многие другие. Нигерийская литература по праву занимает лидирующее место в Африке. Можно выделить, по крайней мере, три поколения ныне живущих писателей, которые на протяжении более чем полувека последовательно заявляли о себе. К старшему поколению принадлежит В. Шойинка, блистательный драматург, прозаик, поэт, публицист, по мироощущению — типичный гражданин мира, первым из африканцев получивший Нобелевскую премию в области литера- туры в 1986 году. Среднее поколение — «дети войны» (имеется в виду граж- данская война в Нигерии (1967–1970 гг.)) — в силу обстоятельств (геноцид игбо, правление диктатора Сани Абачи, запрет на профессии, невозможность самореализации в условиях дефицита рабочих мест) в большинстве своем про- живает за пределами континента, демонстрируя приверженность традициям космополитизма. Б. Окри постоянно живет и работает в Великобритании; Олу Огуйбе иК. Абани—в США. Молодое поколение (рожденные в последней трети ХХ в.), весьма многочисленное и наиболее диверсифицированное (мужчины иженщины, живущие в Африке, Европе иАмерике, пишущие на разных языках), ощущает себя совершенно иначе. Именно в молодежной среде получили рас- пространение идеи афрополитизма: его сторонники сознавали себя гражданами Африки, независимо от того, где жили: на континенте или за его пределами. Термин «афрополитизм» впервые ввела в оборот молодая писательница нигерийско-ганаянского происхождения Тайи Селаси (родилась в 1979 году) в статье «Bye-Bye Babar», опубликованной в журнале «The LIP Magazine» в 2005 году, обозначив таким образом свою (и не только свою) новую идентич- ность, характерную для «множества молодых африканцев, живущих и рабо- тающих в крупных городах по всему миру — <…> в юридических фирмах, химических лабораториях, джазовых клубах» 1 . Идея оказалась востребована и вызвала обсуждение. В дискуссиях приняли участие известные писатели (Чимаманда Нгози Адичи, Адаоби Тришиа Нвауба- ниджуне, Биньяванга Вайнайна) и ученые (Кваме ЭнтониАппиа, ТойинФалола), инициировав совершенно новое прочтение панафриканизма и афроцентризма. Дебаты велись на страницах средств массовой информации, в университетской среде, на научных конференциях. Афрополитизм рассматривался как транс- формация космополитизма («космополитизм с африканскими корнями») и его альтернатива, как исследовательская парадигма и теория, пришедшая на смену панафриканизму и негритюду, как новая эстетика, идентичность, мораль. Ангажированность афрополитизма в кругу интеллектуалов можно рассма- тривать как результат самоопределения весьма значительной по численности и, безусловно, самой успешной категории эмигрантов из Африки, как правило, зарабатывающих на жизнь своим африканством в рамках преподавательской 1 Selasi T. Bye-Bye Babar. URL: http://thelip.robertsharp.co.uk/?p=76.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=