Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 287 В современной Великобритании проживает не менее 1 млн мигрантов и их потомков из стран южнее Сахары. Одним из основных путей проникновения в страну, помимо приезда через получение статуса беженцев, трудоустройство, воссоединение семьи была и остается миграция с целью образования. Число иностранных студентов, приезжающих в Великобританию на обу- чение, увеличилось с 117 тыс. в 1998–1999 гг., до 230 тыс. в 2007–2008 гг., до 415 тыс. в 2009 г. Образовательные услуги служат важным источником пополнения бюджета страны. По разным оценкам 236 тыс. студенческих виз в 2008–2009 гг. принесли Великобритании от 8 до 13 млрд долларов. Однако надо отметить, что получение иностранцами образования, как фактор миграции в страну, не стало новшеством постколониального периода. Обучение местных кадров для их дальнейшего использования в интересах метрополии было одним из столпов колониальной политики англичан вплоть до середины XX в. Важнейшую роль в этом процессе играли миссионерские организа- ции — «Лондонское миссионерское общество», основанное в 1795 г., и «Цер- ковное миссионерское общество», созданное в 1799 г. К 1794 г. относятся сведения о присутствии в Ливерпуле от 50 до 70 афри- канских детей. В Клэпхэме, в 1799 г. была основана «Африканская академия», куда из Сьерра-Леоне впервые для обучения прибыла группа африканских детей (20 мальчиков и 4 девочки). В 1801 г. там же, при содействии англикан- ской религиозной группы «Святые Клэпхэма», было создано «Общество по образованию африканцев». За время работы «Африканского института», специализированного религи- озно-образовательного учреждения в городе Колвин, с 1889 г. по 1912 г. через его стены прошло около 100 африканцев из Камеруна, Нигерии, Либерии и других африканских стран. Британские власти использовали в образовательных целях не только мис- сионерское движение, но и светские структуры. С 1875 г. и до конца XIX в. практиковалась отправка на несколько месяцев в Великобританию полицейских из числа местного населения западноафриканских колоний для обучения на специальных курсах при военных учебных заведениях. Инициативу в вопросе образования проявляли и местные элиты. Король народа темне, Наимбана II, отправил двух сыновей на обучение в Европу, одного в 1785 г. — во Францию, второго в 1791 г. — в Англию. Самуел Морока, сын правителя тсвана, получал образование в Кентербери. Сыновья короля лози, Лева- ника I, в начале XX в. обучались в частной школе «Бетани скул» графства Кент. С начала XX в. до 1940 г. численность ежегодно прибывающих на обучение африканских студентов уже составляла около 100 человек, тогда же наметилась

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=