Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 299 догонов. Между тем разные культурно-исторические области Страны догонов заметно отличаются друг от друга. Так, знаменитые маски неизвестны на севере; архитектура севера Нагорья Бандиагара отличается от южной настолько сильно, насколько это возможно при одинаковой технике строительства из сырцового кирпича и камня; скульптура подразделяется на несколько регио- нальных стилей, множество деревенских подстилей и вовсе уж необозримое количество стилей индивидуальных. Нередко все они мало похожи на «клас- сические» образцы скульптуры из Санга. Во-вторых, многие атрибуции произведений традиционного искусства не точны: так, фигуры с поднятыми руками, которые представлены во всех субэтнических стилях догонов, называются изображениями Номмо, хотя, по крайней мере, в районе г. Банкасс и на севере Страны догонов, в Бондум, это совершенно не соответствует действительности. Следует отметить, что в плане уточнения атрибуции некоторых произведений традиционного искусства дого- нов не могут помочь даже фонды Национального музея в Бамако, куда автор был допущен с любезного разрешения Министерства культуры Республики Мали и Генерального директора Музея, д. Самюэля Сидибе (Sidibé Samuel): в каталоге Музея отсутствуют сведения о точном месте приобретения скульп­ тур, не говоря уж об их авторстве. Указано только, что данная скульптура и маска — работа догонов. Исключение составляли лишь несколько вещей, приобретенные Музеем уже в 2000-е гг. Дверные засовы — очень интересны жанр декоративно-прикладного искусства догонов 1 (на языке тен-кан lorokunu, но в ходу также слово datugulan (бамана). Эти вещи до сих пор остаются вполне аутентичными: догонышироко используют их в быту наряду со навесными замками китайского производства. Стилистические особенности засовов в разных историко-культурных областях Страны догонов иной раз способны дать дополнительную информацию об истории миграций на Нагорье Бандиагара. Для дверок зернохранилищ используются малые засовы (не более 30 см в высоту), для дверей домов—большие (иной раз их высота превышает 50 см). Первые, как правило, представляют собой схематичные антропоморфные изображения — вытянутые по вертикали фигуры с ромбовидным навершием (голова), причем засовы такого типа можно встретить по всей Стране догонов и за ее пределами в Регионе Мопти. Сюжеты засовов дверей домов более раз- нообразны, но чаще всего встречаются засовы в виде маски антилопы Валу. Они, подобно засовам первого типа, относятся к числу изделий «массового» производства местных кузнецов, и также встречаются и на севере, и на юге Нагорья. Однако есть засовы, характерные только для отдельных деревень и/ 1 Куценков П. А., Семенова В. Н. Дверные засовы догонов в реальном и музейном контексте // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2015 г. / Отв. ред. Ю. К. Чистов. СПб: МАЭ РАН, 2016. С. 162–169.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=