Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 326 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 языке геэз, литургическом языке Эфиопской Церкви. Родоначальником эфи- опской поэтической традиции принято считать св. Иареда, жившего в VI в. 1 , но утверждение монорифмического принципа принято связывать с именем Иоанна Габлави, творившем в XV в. Основное условие для сочинения кэне — импровизация, которая совер- шается во время богослужений в эфиопских церквях. Выбор разновидности кэне зависит от того, в какой день недели или по случаю какого церковного праздника проходит импровизация. Кэне исполняется только один раз и его повторение не допускается 2 . Существует множество классификаций кэне 3 , в которых произведения различаются по количеству строк, длине, числу слогов в полустишии и по другим признакам, однако точное их количество неизвестно. В произведениях этого жанра все строки обязательно закан- чиваются на одну рифму. Но в  кэне не выявлены стихотворные размеры. Остается загадкой, относятся ли кэне к рифмованной (ритмизованной) прозе или поэзии. Также интерес представляет содержательная часть кэне . В кэне есть два смысла: «восковой» (явный и маловажный) и «золотой» (скрытый и более суще- ственный). Такая техника, присущая произведениям этого жанра, называется принцип «воска и золота» 4 . Главная проблема в изучении кэне — грамотный перевод, при котором читатель сможет увидеть в произведении и поверхност- ный, и глубокий смыслы. Эта задача практически невыполнима потому, что « кэне невозможно перевести на другой язык без коренной ломки или изменения их качества, но в таком случае — это уже не кэне» 5 . Эти произведения пользуются большой любовьюиширокой популярностью среди населения Эфиопии. Их пересказывают и помнят даже те из них, которые были составлены многие столетия назад. Таким образом, эти произведения существуют, как правило, в устной форме. Отсутствие текстов затрудняет сбор произведений и их изучение. Наряду с  кэне на религиозные темы, широкое распространение получили и стихотворения на светские темы. Особо популярны были кэне в честь побед и достижений царя Эфиопии, его военачальников, а также произведения в память об умерших знатных родичах. Для того, чтобы уразуметь потаенный 1 Французов С. А. Иаред // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Москов- ского и всея Руси Алексия II, XX. М., 2009. С. 590–591. 2 Habtemichael Kidane. Qəne // Uhlig S., BausiA. (eds.). EncyclopediaAethiopica. Vol. 4. Wiesbaden, 2010. P. 283–285. 3 Alamayyahu Mogas. Sawasewa geez. Addis Ababa, 1950. P. 133–150. 4 Чернецов С. Б. Из фольклора эфиопских книжников (одно неопубликованное двустишие Гондарского периода) // Палестинский сбрник. Вып. 27(90): История и фило- логия. Л., 1981. С. 106–107. 5 Alamayyahu Mogas. Geez and Amahric Study Without Qene is Incomplete. Addis Ababa, 1966. P. 99.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=