Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XIX 336 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 ние — результат отсутствия естественнонаучной картины мира (Ж. Пиаже). И научное мировоззрение несовместимо с религиозным сознанием 1 . К.-Г. Юнг в противоположность этой концепции утверждал, что повсемест- ность религии свидетельствует о ее глубоких и неискоренимых психологиче- ских основаниях, которые он назвал, на наш взгляд косноязычно, «архетипами коллективного бессознательного». Но это в целом обоснованное опытом объ- яснение уязвимо с точки зрения логики: одно неизвестное — происхождение религии– объясняется через другое — «архетипы». Мы предполагаем, что один их «ключей» к решению проблемы — каче- ственный психологический анализ мифов пигмеев. Нами использованы два источника: Х. Матей, «Пигмеи», Бухарест, 1966г. и R. P. Trilles, Les Pygmees, Paris, 1931 2 . Почему мы выбрали именно этот материал, имеющий, по нашему мнению, универсальное значение? Во-первых, изоляция в сочетании с исключительным физическим строением и узко специализированным образом жизни в «сердце» экваториальных лесов позволяет предположить минимальное влияние других культур на формирование религиозного сознания пигмеев. Во-вторых, отмеча- емое всеми исследователями пигмеев великолепное знание ими окружающего мира и его законов, как ни парадоксально, не позволяет сделать вывод об отсутствии у них естественнонаучной картины мира и страхе перед силами природы — причинах происхождения религии в позитивистской парадигме. Исследования мифов о Гору — огромном белом слоне, являющемся пиг- меям во снах, и Кхвуме — главе богов позволяют предположить следующее. 1. В центре пантеона Кхвум, к которому обращаются за помощью: например, чтобы он указал место, где они могут найти богатую добычу. На наш взгляд, это подтверждает концепцию венской «культурно-исторической школы» в этнографии о монотеизме как первоначальной форме религиозного сознания. 2. Религиозное сознание изначально содержит в себе идею Апокалипсиса. В мифе о Гору говорится, что он родился вмесите с первым человеком и будет убит только последним человеком, который поймает его в огромную яму. В ту же минуту всем людям придет конец. Идея «конца Света» в данном случае не может быть ни результатом неверно истолкованных эмпирических наблюде- ний и тем более отсутствием естественнонаучной картины мира. Каковы же психологические причины ее возникновения и где источник этой идеи? 3. Верховное божество Кхвум у пигмеев не жестокий властелин, каким его представляют большинство племен банту, а справедливый и беспристрастный владыка, помогающий в беде, но карающий за зло. Следовательно не «страх создал богов». 1 Вывод спорный хотя бы потому, что среди великих ученых есть, несомненно веру- ющие люди: например, И. Ньютон, М. В. Ломоносов и даже Ч. Дарвин. 2 Автор благодарит Н. Григорьеву за перевод книги R. P. Trilles, Les Pygmees.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=