Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 347 В качестве одной из систем, развивающихся внутри глобальной теории афроцентризма, следует назвать афроцентричную риторику. Словесная форма, в которой заключен тот или иной компонент афроцентричного дис- курса имела для М. К. Асанте, как для специалиста в сфере коммуникаций, принципиальное значение. Афроцентричная риторика стала для него поня- тием не менее важным, чем афроцентричный дискурс. Афроцентризм он также определял как «метатеорию африканских коммуникаций» 1 . По мнению теоретика афроцентризма, «риторическая ситуация — это естественный контекст личностей, событий, объектов, отношений» 2 крайне важный для африкано-американцев, как для людей устной культуры. Условия, в которых африкано-американцы чувствовали себя ущемленными, создавались, в том числе, и благодаря риторике, языковой ситуации, примером тому могут служить такие категории, как «негр», «цветной» и т. д. Следовательно, необходимо изменить «риторические условия» 3 , используя афроцентричную риторику, связанную с традициями африканских предков и африкано-амери- канским диалектом английского языка, отражающую интересы и устремления африкано-американцев. Ключевым элементом афроцентричной риторики и одной из самых важных составляющих философии афроцентризма стал концепт номмо. Понятие «номмо», определяемое афроцентристами как «сила произнесенного слова <…>, сила, которая дает жизнь всему сущему» 4 , было заимствовано из мифо- логии догонов, народа, проживающего на территории Республики Мали. В традиции догонов, Номмо — имя двуединого духа предков, божества воды, близнецов, полулюдей-полузмей, которое происходит от слова, обозначающего на языке догонов «выпить воды, делать глоток». Они изображаются в виде амфибий с восемью верхними и нижними конечностями. Цифра восемь, ставшая их символическим обозначением, также является символом слова и указывает на то, что именно Номмо принесли людям речь 5 . М. К. Асанте полагает, что определенные элементы африканской культуры не только выжили, но и получили развитие на американском континенте 6 . Одним из них, по его мнению, стала устная традиция, идея номмо, вопло- тившаяся в оригинальном ораторском мастерстве и музыкальном искусстве африкано-американцев. 1 Asante M. K . Afrocentric Idea. Philadelphia: Temple University Press, 1987. P. 17. 2 Ibid. P. 23. 3 Ibid. P. 32. 4 Encyclopedia of Black Studies / Ed. by M. K. Asante, A. Mazama. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2004. P. 379. 5 Шарова А. С . Догоны. Этнокультурная история. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013. С. 40. 6 Asante M. K. Afrocentric Idea. P. 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=