Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

XX. Круглый стол 378 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 ленного ответа. В описываемой системе взаимодействия гендерные роли жестко детерминированы. Мужчины выступают как эксперты по поведению, контролируют выполнение женщинами их гендерного контракта. Женщины являются одновременно носительницами и хранительницами «семейной чести», некоего символического багажа всей этнической группы. Им настойчиво внушают, что их тела принадлежат не им лично, а всей группе, и что они нуждаются в контроле ради их же безопасности. Так формируется коллективная собственность на женщин—концепция наиболее полно описана в классической для феминизма работе Г. Рубин «Обмен женщинами: заметки о „политической экономии“ пола». Нами исследованы группы в сети «Вконтакте», посвященные истории, культуре Армении, русско-армянским отношениям. К сожалению, не представ- ляется возможным полностью описать корпус литературы, использованной для подготовки доклада, несмотря на то, что для осмысления различных вопро- сов используются труды таких классиков, как А. Дворкин, К. Мак-Киннон, К. Миллет, Г. Рубин, Г. Спивак. Гендерные аспекты существования армянской диаспоры невозможно изучать без обращения к монографии современной исследовательницы Н. Шахназарян. Изучение вышеупомянутых источников и литературы позволил нам сделать следующие выводы: Женские ресурсы, на которые виртуальная группа заявляет свои права, это, прежде всего, репродуктивный и продуктивный труд и эмоциональная работа. Особую важность имеют такие сферы жизни, как материнство, сексуальное поведение (целомудрие до брака и верность в браке), скромность в поведении и манере одеваться, отказ от брака с инородцем, твердость в христианской вере и даже стремление готовить национальную пищу. Право символической собственности армянских мужчин на женщин и их ресурсы выражается в таких вещах, как методы прямого давления: угрозы, пристыживание, виртуальная коллективная травля. В социальных сетях рас- пространена такая специфическая форма виртуального давления, как создание групп, в которых публикуется личная информация о «недостойных» женщинах и гомосексуалах, демонстрирующих «немужественность». В социологии подробно исследована связь виртуального символического гендерного насилия с реальным физическим. Достаточно вспомнить ставшее классическим исследование А. Дворкин о порнографии, или современное исследование А. Саркисян о взаимосвязи жестоких сюжетов компьютерных игр и гендерного насилия. Методы косвенного давления: • Доброжелательный сексизм, риторика контроля (переходя из одного статуса и социальной группы в другую, женщина как бы меняет покро- вителей и контролеров — отца и брата на мужа и сына).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=