Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 388 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 важность растительной орнаментальной программы, варьирующейся от эпохи к эпохе, и, тем самым, становящейся маркером своего времени. Не так давно, в 2000-х гг. появились сравнительные таблицы архитектур- ного геометрического 1 , и, не менее важно, растительного 2 орнамента, разра- ботанные учеными из Малазии Я. Абдуллахи и М. Р. Эмби. Все же, их общую таблицу растительного архитектурного орнамента в мусульманском искусстве следует проверять и уточнять на каждом отдельно взятом династийном этапе, выделяемом самими исследователями в качестве основы для классификации. Для того чтобы использовать орнамент при датировании изделий, требу- ется тщательное изучение предметов, в чью декоративную программу входят надписи, содержащие точные датировки мастеров. Так как для мусульманского искусства характерно каллиграфическое оформление изделий из любых мате- риалов, а не только рукописных книг, следует сопоставлять датированные орна- менты в книжных миниатюрах, на керамике, металлических предметах и тек- стиле. Тем не менее, именно предметы торевтики датируются чаще и точнее остальных (текстиль и керамика датируются реже, а процесс иллюминирования рукописи может быть растянут не на один век), лучше всего сохраняются во времени, шире представлены в музейных коллекциях. Таким образом, именно анализ орнаментальных программ в декоре изделий торевтов может 3 привести к уточнению датировок изделий как в металле, так и в других материалах. Для подробного рассмотрения была взята торевтика, относящаяся к искус- ству династии Сефевидов (1501–1736 гг.). Выбранный период характеризует преемственность с предыдущей эпохой Тимуридов (XV в.), однако сменяется группа основных заказчиков, происходит выработка нового стиля, центры производства плавно перемещаются на запад из тимуридского Хорасана ближе к новой столице—городу Исфахану. Смена религиозного курса новой империи (установление ислама шиитского толка и широкое обращение к мусульман- скому мистическому учению, суфизму) не могла не повлиять и на декоративную программу различных изделий 4 . 1 Abdullahi Y., Embi M . Evolution of Islamic Geometric Patterns / Frontiers of Architec- tural Research. 2013 (vol. 2). P. 243–251 URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/ pii/S2095263513000216. Дата обращения: 29.10.2016. 2 Abdullahi Y., Embi M . Evolution ofAbstract Vegetal Ornaments in IslamicArchitecture. Archnet- International Journal of Architectural Research. Vol. 9. Iss. 1. March 2015 (31–49). Regular Section. URL: http://archnet-ijar.net/index.php/IJAR/article/view/558/pdf_41. Да та обращения: 14.12.2015. 3 Иванов А. А. Медные и бронзовые (латунные) изделия Ирана второй половины XIV— середины XVIII века. Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. С. 240–288. 4 Sardar M . The Arts of Iran, 1600–1800. In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000. URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/ safa_2/hd_safa_2.htm (October 2003). Дата обращения: 13.04.2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=