Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 390 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 востояния «неверным» при помощи логики и убеждения, с целью завладеть их умами и сердцами. Уже в этих ранних коранических пассажах можно усмотреть надежду в дальнейшем использовать обратившихся в ислам «неверных» для ведения вооруженной борьбы против врагов уммы ; На протяжении второго и третьего мекканских периодов Саййид Кутб выделяет в Коране стихи, утверждающие необходимость «защитного джихада», который будет разрешено вести мусульманам, «когда пожелает того Аллах»; В третий мекканский период четко прослеживается претензия ислама на мировое господство, постепенно переходящая (в мединский период) в идею ведения джихада против всех немусульманских режимов; Если в ранний мединский период мусульманам еще не было дано позво- ление воевать с «неверными» (4:77), то в дальнейшем оно было получено (22:39–41), после чего им был дан приказ воевать с теми, кто воюет против них (2:190). В самых последних стихах откровения мусульмане получили приказ воевать со всеми идолопоклонниками («многобожниками») (9:29) и людьми Писания (9:36). Таким образом, эволюция идей джихада очевидна: постепенно к необходи- мости «терпения» (первый мекканский период) присоединяются идеи ведение джихада при помощи проповеди Корана и «защитного джихада» (второй мек- канский период), дополняемые идеей исламского общемирового господства и восхвалением тех, кто борется на «пути Аллаха» (третий мекканский период). В мединский период ниспослания откровения эволюция идей джихада больше похожа на революцию: от позволения воевать с теми, кто воюет против них (мусульман), до приказа воевать с идолопоклонниками и людьми писания. Белкина Е. М. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Историки и источники об Аврааме Фирковиче Фонд № 946, находящийся в Российской национальной библиотеке (РНБ) Санкт-Петербурга, представляет собой одно из крупнейших собраний еврейских рукописей в мире. Он состоит из двух коллекций крымского караима Авраама Самуиловича Фирковича, переданных в Императорскую публичную библиотеку в середине XIX в. Это был выдающийся путешественник и собиратель древних книг и документов по истории караимов и евреев, в первую очередь, Ближнего Востока. На данный момент в вышеуказанном фонде находится более 18 тысяч рукописных кодексов, которые привлекают специалистов по иудаике со всегомира. Однако исследователи уличили А. С. Фирковича в фальсификации ряда важнейших памятников 1 . В результате, между гебраистами в конце XIX в. 1 Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович: Еврейские рукописи. История. Путе- шествия. СПб.: Академия исследования культуры, 2012. С. 244–250.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=