Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XXI 392 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 Тайцы, согласно концепции Виничакуна, не осознавали себя как тайцы до XIX века, когда техническое развитие принесло возможность создавать карты по западному образцу. И только когда тайцы увидели первую карту Таиланда, они осознали, что существует Таиланд. Как только они увидели очертания свое страны, возникла проблема определения границ государства. До появления карт вопрос не стоял так остро, и при гегемонии Китая вЮго-Восточной Азии услов- ная граница не имела принципиального значения. Однако в XIX веке Таиланд стал суверенным государством, поэтому возникла необходимость выяснить, какие территории ему принадлежат. Так, появление карт стало толчком и к появлению нового, современного Таиланда — тайцы осознали, что они суть есть тайцы, есть их страна, и у нее существуют границы. Понятие «других». В то время как тайская национальность, тайский народ имонархия являются базой для различных интерпретаций тайского национализма, содержание понятия «другие» менялось с течением времени. В течение Холод- ной войны угрозой с «другой» стороны были коммунисты, большую же часть времени в истории Сиама и Таиланда это был Запад: европейские колониалисты, европейская культура, неоимпериализм и глобальный капитализм в наши дни. Бонч-Осмоловская О. А. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Воля и мышление, или На чем сосредоточен цзюнь-цзы Доклад посвящен анализу понятий чжи ( 志 воля) и  сы ( 思 мышление) на материале раннеконфуцианских сочинений («Лунь юй», «Мэн-цзы», «Сюнь- цзы») и ряда неоконфуцианских философских текстов сунского периода. Термин чжи в англоязычной литературе нередко переводится как intention (интенция), что ни в коем случае не должно приводить к смешению его с другим понятием и 意 , переводимым точно также. Чжи обозначает стремление, кото- рое не является отражением чувств или эмоций человека. Во всяком случае, это верно для философской литературы, где оно соотносится не с личност- ным, эгоистичным желанием, а со стремлением, направленным на высшие цели — следование Дао-пути, практику самосовершенствования, достижение гуманности. В докладе чжи рассматривается в контексте конфуцианских сочинений, где это понятие обозначает в первую очередь должную установку сознания служилого человека и благородного мужа на бескорыстно «общие» ( 公 гун ) действия. В этом смысле связь чжи (идущая от фразы из «Шуцзина»: ши янь чжи —«стихи/песни говорят о воле») с поэтическими произведениями, вошедшими в состав «Канона песен» ( 詩經 Шицзин) вполне понятна. Песни, использовавшиеся в ходе ритуальных действий, даже будучи лирическими по содержанию, не выражали никаких личных желаний отдельных людей, но касались «общего дела»  — упорядочивания государства и установления

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=